Свет Слова. Проповедь отца Хосе Марии Вегаса, C.M.F., на 3 воскресенье рядового времени.

Мы снова слушаем пророка Исаию, возвещающего нам о приходе света, который освещает нашу тьму и позволяет нам ориентироваться и идти в правильном направлении. Что это за свет? О каком свете идет речь? В рождественское время мы легко ассоциируем свет со звездой Вифлеема, которая ведет нас (нас, пастухов, волхвов с Востока) к Младенцу. Но чтобы до конца понять значение этого света, мы должны дождаться публичного появления Иисуса. Решающим моментом для этого понимания является крещение Иисуса в Иордане, когда голос Отца возвещает, что Иисус – Его возлюбленный Сын. И именно с этого момента мы понимаем, что свет, освещающий нашу тьму, состоит из Слова, воплощенного Слова, и слов, которыми оно направляет нас. Сегодня мы празднуем Воскресенье Слова. Библейское выражение, с которым будет отмечаться это Воскресенье, взято из Послания святого Павла к Колоссянам: «Слово Христово да вселяется в вас обильно» (Кол 3, 16).

Связь света и Слова очевидна. Довольно распространенным человеческим опытом является то, что слово, сказанное в нужный момент, просвещает нас: открывает нам понимание (теоретическое или практическое) чего-то, что до этого момента было для нас тайной. Я помню первый год, когда я начал преподавать философию. Я читал курс по истории современной философии и в какой-то момент застрял на одном авторе, я не мог понять (и, следовательно, объяснить) важный аспект его учения. Я обратился к профессору, который в свое время объяснял мне философию этого автора (и был специалистом по нему), засыпал его вопросами, и помню, что он вдруг сказал что-то, какое-то простое выражение, которое просветило меня и дало ключ к пониманию и позволило продолжить курс. Но такие озарения бывают и в практической сфере, когда простая информация о каком-то аспекте биографии человека помогает нам понять его поведение, которое до этого казалось нам непонятным и неприемлемым; и эта информация помогает нам изменить свое отношение к нему, до такой степени, что, даже если его поведение по-прежнему кажется нам неадекватным, по крайней мере, мы можем лучше понять и принять этого человека.

Это правда, что определенные слова, услышанные или прочитанные, часто просвещают нас во многих смыслах по самым разным вопросам. Также и свет Божий, о котором говорит нам Исаия, приходит просветить нас как Слово. Иисус, о котором нам рассказали ангелы в рождественскую ночь, и голос Отца на Иордане, начинает говорить с нами сам. Своими словами Он освещает глубинный и определяющий смысл нашей жизни, нашего мира, наших разных и трудных отношений, а также наших часто трудных отношений с Богом. Все эти реальности полны загадок, неясностей, непонимания, конфликтов… которые нуждаются в просвещении.

Что говорит нам Иисус? Как он просвещает нас? Прежде всего, он призывает нас к обращению. То есть, он приглашает нас осознать нашу темноту, зло, которое мы совершаем и которое совершается вокруг нас, тот факт, что не все в нашей жизни так, как должно быть. Без этого осознания мы не можем почувствовать потребность в свете. Но Он делает это, не обвиняя или укоряя, а в позитивном и полном надежды тоне, говоря, что изменение к лучшему достижимо, что у нас есть реальные возможности, которые мы еще не испробовали. На самом деле, упреки и угрозы вызывают защитные реакции, они приводят к тому, что мы прячемся, избегаем света и открытого пространства. Слово Божье, которым является Иисус, и слова, которые Он нам говорит, воплощают собой призыв, уже предсказанный Исаией: «Чтобы сказать узникам: “выходите”; и тем, которые во тьме: “покажитесь”» (Ис 49, 9).

И столкнувшись с возможным пессимистическим ответом тех, кто считает, что беды, которые нас преследуют, безнадежны, Иисус открывает нам перспективу Царства Божьего. Это вторая часть Его послания: в желании измениться к лучшему мы не одиноки, Бог – Творец и источник всякого блага, близок нам, Он стал доступен, Его можно найти. Религиозный опыт преобразуется благодаря тайне Воплощения: это мы ищем свет среди тьмы, но сам свет пришел к нам, рассеивая нашу тьму. Бог приблизился к нам без каких-либо предварительных заслуг с нашей стороны, дав нам возможность начать новую жизнь, жизнь, освещенную Его близостью, которая является близостью Божьей любви.

Если Бог просвещает нас Своим Словом, это означает не только то, что Он говорит с нами, но и то, что Он хочет вступить с нами в диалог: Он говорит с нами, но хочет, чтобы и мы говорили, чтобы мы отвечали на Его призыв. И здесь появляется существенная составляющая Его диалога с нами. Если, с одной стороны, призыв к обращению является всеобщим, он адресован всем и имеет характер приглашения, то призыв следовать за Ним обращен к нам лично. Прежде всего Он входит в личные обстоятельств каждого из нас: в нашу личную Галилею, маленький мир, представленный озером, лодкой, сетями… И, прежде всего, по имени: Симон, Андрей, Иоанн и Иаков… Слово Божье, воплощенное в человеке Иисусе из Назарета, не является просто религиозной и моральной системой, порядком ценностей или определенным мировоззрением (хотя все это присутствует), но прежде всего и главным образом личным отношением. К всеобщему призыву к обращению присоединяется призвание, индивидуальный призыв к следованию.

И это призыв, на который нужно ответить немедленно, который нельзя отложить на «потом», на «позже». Когда решающее событие приближается, нельзя откладывать ответ. Мы не можем отложить на потом реакцию на пожар, землетрясение, насущную нужду ближнего, а также на счастливое событие: именно сейчас нужно тушить, помогать, сочувствовать или поздравлять. С приближением Царства Божьего (самого Бога, который приблизился к нам) происходит то же самое, и по большей части по этой причине: там мы обретаем высший смысл нашей жизни, спасение и вечную жизнь. Ответ не может ждать, потому что именно сегодня Иисус появился в моей жизни (на моем озере, в моей лодке, в моих сетях) и просветил меня, обратился ко мне со своим словом, призвал меня и ждет моего ответа. Вот почему евангельский текст гласит, что Симон и Андрей, Иоанн и Иаков «тотчас» откликнулись на призыв Иисуса. И это так было просто потому, что это слово, которое призывает нас, является светом, который рассеивает тьму, в которой мы живем. Или мы хотим оставаться во тьме? Особенно учитывая, что эта тьма не является внешним для нас явлением. Это тьма нашего духа: наша слепота, мешающая видеть нужды страдающих рядом с нами, видеть в каждом человеке сына Божьего и нашего брата, видеть и принимать близость Царства Божьего, которое приносит нам Иисус. Тьма, которую рассеивает свет Слова Божьего, – это болезни и недуги, приносящие нам страдания, Иисус пришел исцелить их, провозглашая Евангелие Царства.

Нам нужен свет, нам нужно Слово, нам нужно исцеление, которое оно производит. И эта потребность не удовлетворяется раз и навсегда. Мы должны снова слушать Слово, призывающее нас следовать за Иисусом, открыть глаза на свет, просить Иисуса исцелить нас. Если мы этого не сделаем, если мы поверим, что все это нам уже не нужно, потому что мы уже христиане, то с нами произойдет то же, что и с христианами Коринфа, которые, да, были христианами, но утратили свет и заболели разделением на фракции и партии. Поэтому Павел должен был призвать их вернуться к основам веры, поставив Христа (свет и исцеляющее нас Слово) в центр.