Сегодняшнее Евангелие начинается с неких загадочных, почти возмутительных слов, которые, как кажется, противоречат не только духу самого Евангелия, сосредоточенному целиком на новой заповеди любви, но даже (старым) заповедям закона Божьего, четвертая из которых повелевает нам почитать отца и мать. Излагая условия, необходимые для того, чтобы стать Его учениками, Иисус говорит, что для этого нужно «возненавидеть» отца, мать, жену (мужа), детей, братьев и сестер, даже самого себя. Неужели вера и любовь к Иисусу и Богу вступают в противоречие с человеческими отношениями, и именно с наиболее близкими людьми, так что выбор веры и любви к Богу означает отказ от них или, по крайней мере, их уход на второй план?
На самом деле окажется, что за использованием глагола «ненавидеть», использованного Лукой, скрывается отсутствие в арамейском языке оттенка, который мы выражаем глаголом «предпочитать». Такое понимание этого странного «ненавидеть» подтверждается версией этого же отрывка в Евангелии от Матфея, который звучит позитивно: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф 10, 37).
Действительно, Иисус призывает нас к радикальному и бескомпромиссному выбору, который подразумевает, что мы поставим Его на первое место, на вершину наших привязанностей и предпочтений. Только таким радикальным и бескомпромиссным образом можно по-настоящему следовать за Ним, по-настоящему быть Его учеником. Но это радикальное и исключительное предпочтение, которое влечет за собой «откладывание» самых естественных привязанностей, не означает уменьшения или ослабления любви, которой мы обязаны нашим близким, нашим родителям, братьям и сестрам, женам или мужьям, детям и т.д. Напротив, абсолютный выбор в пользу Иисуса как нашего единственного Господа и Учителя исцеляет, очищает и укрепляет нашу способность любить всех, а также самых близких, потому что дает ей новую меру. Этой мерой является сам Христос и та любовь, которой Он возлюбил нас: в Нем мерой любви является любовь без меры. Добавление «а притом и самой жизни своей» проясняет последнее: это Христос презрел свою собственную жизнь, отдав ее за нас на Кресте. Здесь также указание на Крест: чтобы идти за Иисусом и быть Его учеником, нужно принять и понести крест. А это означает не что иное, как готовность любить вплоть до полной отдачи своей жизни. Любить, отдавая жизнь (возненавидеть и саму жизнь свою), означает принять решение любить безоговорочно, ставить любовь выше любых интересов, увлечений, ценностей, которые могут поставить под сомнение источник любви (которым является сам Христос), Его первое место в наших привязанностях, в «ordo Amoris» нашего сердца.
Отдавать предпочтение Иисусу исключительно и безоговорочно – значит приобщаться к источнику истинной любви, самому Богу. Это правда, что всякая человеческая любовь исходит от Бога. Но все мы знаем, до какой степени человеческая любовь ранена, больна, ослаблена и обусловлена эгоизмом и, следовательно, затруднена множеством интересов, увлечений и ценностей, которые постоянно соперничают в нас за то «первое место», на которое претендует Иисус. И эта анемия нашей любви проявляется и в самых близких и непосредственных отношениях. Как часто родители сами отвлекают своих маленьких детей, требующих от них внимания и любви, и включают им мультфильм на планшете, чтобы они не мешали, например, смотреть футбольный матч или читать газету! Многие браки заканчиваются плохо из-за неспособности принять на себя крест неизбежных ограничений и недостатков другого. Многие семейные узы разрываются из-за идеологических или экономических споров, иногда из-за большого наследства, иногда из-за пары пустяков…
Ставить Иисуса на первое место и отдавать Ему предпочтение перед всем означает – ценить сокровище отношений, семейных уз, дружбы и т.д. больше, чем наши частные увлечения или взгляды, правоту наших убеждений, наличие или отсутствие большого или маленького состояния, которое нас так искушает, но которое мы не можем унести с собой в могилу. Теперь мы можем понять, почему Иисус, в конце своего призыва к осуществлению радикального выбора чтобы стать Его учениками, также включает отказ от всего имущества. Это не означает, что все, даже большинство, должны отказаться от всего, что у них есть, чтобы быть христианами, но это означает, что мы должны ставить нашу веру в Иисуса выше любых материальных интересов, любого эгоизма, который обременяет нас и препятствует нашей способности любить.
Следование за Христом – это дело, которое заслуживает тщательного расчета сил. Осуществлять его без необходимой готовности, стремясь совместить веру с несовместимыми с ней установками и формами отношений, – значит начинать путь в никуда, начинать битву, обреченную на поражение. Если для строительства башен и победы в битвах у нас должны быть подходящие для этого средства, то и для того, чтобы стать настоящими учениками Иисуса, мы тоже должны иметь все необходимое, развивая в своей жизни отношения, соответствующие исповедуемой нами вере. На самом деле, овладение этими средствами может быть достигнуто только в живом контакте с Учителем, который наставляет нас, и благодаря Его милости и нашему сотрудничеству оно будет расти в нас. Нельзя научиться нести свой собственный крест иначе, как в школе Того, кто отдал свою жизнь на Кресте; невозможно предпочесть Христа собственной жизни иначе, кроме как быть жизненно связанными верой, молитвой и таинствами с Тем, Кто презрел свою жизнь из любви к нам. Чему-то подобному учит нас Соломон в первом чтении. Он, считающийся самым мудрым человеком своего времени, вынужден признать, что все человеческие знания, философские или научные, которые мы накапливаем с большими усилиями и немалым количеством ошибок, не могут сравниться с мудростью, которую Бог дарует тем, кто открыт для Его учения, и что только от Него исходит способность принять спасительную премудрость, премудрость любви. Иисус – Учитель этой премудрости, ниспосланной нам Богом. Сколько простых, не особенно образованных христиан демонстрируют жизненную мудрость, плод искренне прожитой веры, которой не могут достичь великие специалисты со многими учеными степенями! Мудрость Соломона выражена в смиренном признании ограниченности его разума и его знаний лучше, чем в книгах, которые он читал или писал.
В начале мы говорили, что это кажущееся противоречие между любовью к Иисусу и к себе разрешается, когда мы понимаем, что отдать предпочтение Иисусу – лучший способ искренне и без эгоизма любить родителей, детей и братьев. Читая послание Павла к Филимону, эту жемчужину мысли первого поколения христиан, мы также понимаем, что благодаря этому предпочтению Христа наша способность любить бесконечно расширяется, преодолевает все препятствия и достигает всех людей. Во Христе, Сыне Божьем, мы понимаем, что все люди без исключения действительно, без всяких метафор, являются нашими братьями. Без громких заявлений или манифестов (из тех, что так любят сегодня, но которые обычно остаются на бумаге) против чудовищной бесчеловечности рабства Павел ограничивается открытием своему другу и ученику Филимону, что Онисим, его раб, его собственность, на самом деле является его братом во Христе. Без торжественного идеологического хвастовства Павел бросил глубинный заряд, который должен был положить конец этому ненавистному и противоречащему Божьему плану социальному институту. И здесь мы со всей ясностью, со всей силой видим, до какой степени предпочесть Христа превыше всего – это лучший способ любить всех чистой любовью и неразделенным сердцем, преодолевая препятствия и конфликты, закладывая основы нового и братского мира.