В пророческих оракулах мессианские времена часто объявляются угрожающими и страшными словами: «огонь расплавляющий» и «щёлок очищающий». Господь приходит, чтобы обновить завет из-за неверности народа, а значит, это пришествие должно быть с силой и насилием.
Но, как сказано в Послании к Евреям, «Иисус причастный плоти и крови нашей». Пришествие Мессии, безусловно исполняющего древние обетования, происходит с силой, отличной от насилия и очищающего огня. Бог всегда способен удивить нас своей верностью. Мессия приходит не разрушая, не устраняя, не приостанавливая старое, отягощенное грузом неверности, но идя навстречу, приветствуя, примиряя, стремясь к плодам справедливости и святости, которые, несмотря ни на что, приносил старый закон. Сегодня в центре внимания Захария и Анна, выражающие живую надежду Израиля, а также Иосиф и Мария, подчиняющиеся Моисееву
закону, который Иисус пришел заменить новым законом Евангелия, не разрушающим старый закон, но доводящим его до совершенства.
Таким образом, тот, кто приходит заменить старый закон, подчиняется ему, прежде всего подчиняясь своим родителям, которые приводят его в храм и посвящают Господу, как должно было сделать со всеми первенцами мужского пола, в память о первенцах Египта, жертвой которых народ Израиля обрел спасение.
Посвящение и выкуп, которые говорят об истинных замыслах Бога: «намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду.» (Иер. 29:11).
Поэтому встреча Мессии со своим народом смиренна и дружелюбна: он ищет не грешника, чтобы наказать его, а праведника, чтобы, начиная с него, спасти грешников. Так, в Содоме и Гоморре потребовался бы всего один праведник, чтобы спасти весь город. Таким образом, уже на протяжении всего Ветхого Завета (Моисей, Страдающий Раб, Иов…) возвещается о том, что станет окончательным спасением человечества: единственный праведник, Иисус, станет причиной спасения всех грешников.
И Мессия стал нашей плотью и кровью, способной к состраданию и зависящей от нас, от тех, кто, подобно Иосифу и Марии, способен слушать ангелов, верить им и принимать передаваемую ими миссию, тем самым принимая Слово и отдавая себя на служение ему. И так, в близости нашей плоти и крови, Он открывает Себя тем, кто, подобно Захарии и Анне, верит в Божьи обещания и, несмотря ни на что, не перестает надеяться на Божью верность.
В Иерусалимском храме, куда входит тот, кто станет истинным и окончательным храмом Бога среди людей, происходит встреча дружбы и примирения между старым и новым, между стариками и молодыми, между традицией и новизной. Каждому есть что сказать, есть что внести: принести ребенка, принести свои дары, благословить, пророчествовать, говорить всем о ребенке.
Но это не только встреча мира и радости. Здесь также звучат пророческие слова, говорящие о борьбе и противостоянии, о боли и мечах, пронзающих сердца. Потому что, будучи из нашей плоти и крови, Иисус становится близким к нам, но и уязвимым: мы можем видеть Его и прикасаться к Нему, но можем и презирать Его, бить Его, убивать Его. Иисус приходит к своим с намерениями мира, а не страдания, но не все к этому расположены. Поэтому Его миссия будет также знаком противоречия, требующим огня расплавляющего и щёлока очищающего и крови. Но Иисус, верный своей миссии мира и примирения, прольет кровь не своих врагов, а свою собственную, чтобы обрести врагов для дружбы с Богом. Новый закон Евангелия открывает нам истинный смысл тех первенцев Египта, которые умерли за освобождение Израиля: они были прообразом Первенца Божьего, отдающего Свою жизнь за освобождение всех, нового Израиля, который включает в себя египтян и все народы.
Церковь уже много лет объявляет этот день «днем посвященной Богу жизни», именно из-за посвящения Богу первенцев и Первенца Божьего, Иисуса Христа.
Читая Слово, которое мы слышали сегодня, мы во многом понимаем смысл этого посвящения Богу во Христе. Это не горькое обличение зла мира, не отвержение, не прощание, но жизнь, посвященная миру, дружбе и примирению. Речь идет о том, чтобы в нашей жизни (в нашей слабой плоти и крови) был виден тот дух, в котором Иисус явил Себя Своему народу в Иерусалимском храме.
Мы, посвященные Богу, как явное и подчеркнутое выражение посвящения каждого христианина в крещении, призваны искать добро в нашем мире, в нашем обществе, в нашем окружении (в нашей общине), опираться на ту здоровую и справедливую часть, которая есть в нас самих, в других, в Церкви, во всем мире, чтобы оттуда возвещать о присутствии Бога. Мы представляем Иисуса миру, Его народу, как Иосиф и Мария, мы произносим пророческие слова благословения, как Захария,
мы говорим всем о Младенце, как Анна. У нас есть пророческие глаза, чтобы видеть присутствие Бога в смирении плоти и крови.
И поэтому мы призваны устанавливать связи, примирять крайности, укреплять братство и дружбу, будучи сами себе и друг другу братьями и друзьями.
И здесь религиозная община должна сыграть важную роль. Это нелегкая жизнь, как и семейная жизнь часто бывает нелегкой. Но она есть и должна быть символом и таинством истины Евангелия: местом встречи, общения.
Мы не закрываем глаза на зло в мире и в нас самих, но и не позволяем ему ослепить себя, а открываем глаза с надеждой, которой учит нас сегодня Захария. Он сам говорит нам о противоречиях и противоположностях, о мечах и печалях. Мир отвергает Христа, и он отвергает нас. Но мы не теряем надежды, потому что верим в верность Бога. Мир, гармония, дружба (новый закон Евангелия) не могут быть достигнуты без прохождения через страсти, меч и кровь. Таков был путь Иисуса, он не может не быть нашим путем.