Наблюдая зрелище нашего мира, можно подумать, что ткацкие станки, на которых создается великая ткань истории, очень далеки от нашей повседневности. Великие личности встречаются, чтобы принимать решения, которые впоследствии самыми разными способами повлияют на нашу жизнь, решения, в которых мы не принимаем никакого участия. Крупные центры власти (политические, экономические, социальные…) являются свидетелями действий, определяющих ход истории. Это так, к лучшему или к худшему, и, возможно, по-другому и быть не может. Но понятно, что возникают протесты, призывающие к другому способу решения вопросов, которые затрагивают всех нас. Возможно ли это вообще?
По крайней мере, кажется, что Бог действительно придумал альтернативный путь. Великое событие полной и окончательной встречи Бога и людей происходит в совершенно иных обстоятельствах. Персонажи и места, которые являются частью этой, иной, ткани, незначительны, если судить о них по критериям великих исторических событий. «Кто я?» («Откуда это мне?») – спрашивает Елизавета, выражая осознание собственной малости. Вопрос звучит в нескольких километрах от городка Вифлеем, самой малого среди городов Иудиных, как говорит пророк Михей. Приходя к человечеству, чтобы встретиться с ним на его собственной территории (во плоти, во времени, в пространстве), Бог не обращается к великим мира сего и не ищет войти в центрах власти крупных городов (Рим, Афины, Иерусалим), из которых, казалось бы, Он может оказывать большее и более эффективное влияние. Выбирая незначительных людей, лишенные власти места, Бог выражает свое нежелание совершать протокольный, «официальный» визит, «саммит» из тех, где много говорят и ищут компромиссов на бумаге, которые обычно оказываются пустой бумагой. Для Бога каждое человеческое существо является «великой личностью», самым важным на свете, так же как каждый маленький затерянный уголок земли является для Него центром мира. Бог хочет провести с каждым из нас настоящую, глубокую встречу и хочет дойти до самого последнего места, где обитает человек.
По всем этим причинам подготовительные встречи, которые всегда предшествуют саммитам, проходят и сейчас, но они проходят по-другому, в другом тоне, в другой атмосфере. Бог приходит к нам не для того, чтобы вести переговоры путем перетягивания каната между противоположными интересами. Конечно, Он хочет установить подлинно человеческие отношения, и поэтому Он должен подчиниться условиям нашей плотской человечности, которая обитает в пространстве и времени. Весь Ветхий Завет говорит практически только об этих подготовительных встречах, не всегда завершающихся успешно. Но сейчас, перед лицом неизбежности пришествия, эти встречи достигают максимальной интенсивности. То, что рассказывает нам сегодня Евангелие от Луки, дает нам некоторые основополагающие подсказки. Прежде всего, это встреча двух женщин. В мире, где женщины занимают совершенно второстепенное и подчиненное место, Бог отводит их встрече первостепенное значение. Кроме того, речь идет о двух беременных женщинах, в которых происходит чудо расцветающей жизни. В них это чудо особенно необычно: одна из них (была) бесплодна и стара. Другая – юная девственница. Бог по-своему отмечает важную роль женщины и говорит нам, что там, где Он присутствует, расцветает даже пустыня. Есть и другие, более глубокие значения, чем просто репродуктивные: нельзя маргинализировать пожилых людей, которые призваны передавать жизненную мудрость и учить нас глубине ее плодотворности. Следует также сказать и о плодотворности тех, кто особым образом посвящает свою жизнь Богу, отказываясь, в частности, от брака, но не для того, чтобы отказаться от семьи, а для того, чтобы своим исключительным служением делу Царства Божьего расширить новую семью детей Божьих вокруг Иисуса, Сына Марии.
Бросается в глаза также тон и содержание этой встречи. Мария и Елизавета не собираются жаловаться на то, как все плохо, критиковать римских захватчиков или коррумпированные еврейские политические и религиозные власти. У них было достаточно причин проклинать многие беды, которые прямо или косвенно повлияли на их нелегкую жизнь. Но нет, эти женщины, создающие жизнь, встречаются, благословляя: их окружает божественный ореол. И дело в том, что Бог не приходит с угрожающими интонациями и не хочет бросать нам в лицо наши грехи. То есть это не происходит как отмщение. Это спасительный, восстанавливающий, утверждающий нас визит. Диалог Елизаветы с Марией, лишенный каких-либо жалоб, критики или горечи, отражает это утверждение, выраженное во взаимных благословениях: диалог Елизаветы с Марией, полный энтузиазма и радости; и тот, который сама Елизавета получает от Марии без слов, благодаря одному только присутствию Божьего Слова в Ее чреве.
Если Елизавета и Мария встречаются в Айм-Кареме, на Иудейской горе, то это потому, что Мария пошла навстречу, вышла из своего дома, не жалея сил, чтобы поделиться с Елизаветой дарами Божьими, которые они обе получили. Здесь мы видим сотрудничество людей в деле спасения: чтобы Слово Божье могло выходить к людям, «исполнить волю Твою, Боже», волю Отца, необходимо, чтобы Мария (в полном согласии: «Да будет Мне по слову Твоему») вышла из своего дома и пошла навстречу тем, кто в Ней нуждается, Главное значение имеют не противоположные интересы с соответствующими торгами, чтобы достичь некоторого минимального соглашения, а чистая щедрость того, кто осознает себя богатым в своей бедности и решает поделиться тем, что у него есть. И это также тот дух, с которым Бог приходит, чтобы разбить Свой шатер среди нас: сделать нас участниками Своей собственной жизни и разделить нашу жизнь, не жалея усилий и жертв. Такова воля Божья, которую Иисус пришел исполнить дорогой ценой, как это убедительно выражено в послании к Евреям.
Условия встречи Бога с людьми, которые выполняются на этих иных встречах, незначительных для великой истории человечества, но фундаментальных с точки зрения веры (чем, кстати, и являются слова Елизаветы: исповеданием веры), также открывают нам глаза, чтобы мы могли понять последствия этого: Бог, подчиняясь нашему человеческому состоянию, становится зависимым от нас, нуждается в нашем сотрудничестве. Мы ждем рождения Иисуса, Сына Божьего, мы еще не видим Его, но мы уже можем воспринимать Его присутствие как Сына Марии. Бог в смирении плоти позволяет переносить Себя с места на место. Переносимый таким образом в лоне Девы из Назарета, в зависимости от Ее странствий, Он уже начинает изливать свои благословения.
Созерцая эту яркую сцену встречи Елизаветы и Марии, мы понимаем, каким конкретным образом мы можем подготовиться к предстоящему рождению Христа. Нет смысла жаловаться на то, как плох мир, и тем более на то, что коммерческий дух заслонил собой истинный дух Рождества. Эта жалоба, которая так часто повторяется, уже утомляет, и в конечном итоге звучит как плохое оправдание. Никакая коммерческая деятельность не сможет лишить нас глубокого смысла Рождества, если мы, верующие, проживем его в тех условиях и с такими последствиями, на которые сегодня указывает нам Слово Божье. Прежде всего, мы должны способствовать утверждающим нас встречам, в которых преобладают благословения и где избегают проклятий; встречам, руководствующимся не конкретными интересами (просто мелкими или вполне законными), а щедростью, способностью жертвовать собой ради других, готовностью делиться полученными дарами. Наконец, Рождество станет реальностью в наше время во всех уголках мира, если кто-то, внешне незначительный, но не для Бога, позволит Слову обитать в нем, и станет его носителем, и через свои действия, и через свои слова сделает это Слово источником благословения для других. Это Слово иногда будет всего лишь семенем, зародышем, как Иисус во чреве Марии, но его действие уже будет действенным и источником благословения, оно пробудит пророческий дух, который вдохновил Елизавету в ее благословении и Марию в ее песни Магнификат, и сделает возможным в какой-то момент зрелости в будущем полноту встречи с Тем, Кто пришел исполнить волю Всевышнего, исполнить Божьи обетования и быть нашим миром.