Великая ценность мелочей. Проповедь отца Хосе Марии Вегаса, C.M.F., на 32 воскресенье рядового времени.
Я всегда думал, что книга рекордов Гиннесса заслуживает того, чтобы быть занесенной в эту в саму себя, потому что она как таковая является настоящим рекордом пустоты (если не сказать – глупости). Эта книга – памятник культу величины, размера, который превращает количество в меру качества. Количество, величина и размер, безусловно, бросаются в глаза. Для тех, кому, как и книжникам из сегодняшнего Евангелия, важно, чтобы их заметили, чтобы их видели и уважали, культура записи рекордов, несомненно, подходит, особенно если у них нет ничего, кроме демонстрации внешнего вида (в данном случае религиозного). Для этого менталитета и этого образа жизни, в котором важен вид, а не суть, если тебя не видят и не узнают, это все равно, как если бы тебя не существовало, хотя весьма вероятно, что это существование было бы пустым внутри.
Потому что, если привести простой пример, какой может быть интерес в приготовлении самой большой тортильи в мире (за исключением того, что вас запишут в эту чудесную книгу), если потом окажется, что эта тортилья не самая вкусная в мире, что, кстати, нас, действительно, интересует в тортильях?
Это навязчивое стремление быть первыми и величайшими, в конце концов, раскрывает нашу собственную пустоту, то есть потерю чувства того, чего мы стоим на самом деле. И дело в том, что то, что на самом деле чего-то стоит, нельзя измерить количественно. И что измерить качество, насколько это возможно, гораздо сложнее. Самая вкусная тортилья в мире – это та, которую мать готовит своему ребенку, и только он, съев ее, способен уловить ту ценность, которую невозможно измерить количественно.
Мы не хотим уважать скромные перспективы, немасштабные устремления, опасаясь тем самым принизить ценность совершенства. Но совершенство не обязательно связано с масштабом и способностью привлекать внимание многих, но с подлинностью. В сегодняшнем Евангелии Иисус призывает именно к подлинности, которая не имеет ничего общего с желанием выделиться и рекламировать себя (в том числе, добрыми делами, например, вкладывая большие деньги в сокровищницу храма, но заботясь о том, чтобы это не было заметно).
На самом деле не так уж важно быть большим и знаменитым, занимать очень важные посты и быть на виду, в какой бы сфере деятельности это ни происходило (политика или экономика, спорт или искусство, религия или наука). В конце концов, быть на вершине это бывает обусловлено не зависящими от человека факторами: как часто простое стечение обстоятельств возносит посредственного или некомпетентного человека на вершину! Но даже тот, кто находится на вершине благодаря собственным заслугам, благодаря собственному превосходству в любой области человеческой жизни, не должен забывать, что вершина существует потому, что существует основание и все тело горы, без которых и он сам был бы ничем.
Поэтому важно не то, где человек находится и станет ли он знаменитым – все это пыль, уносимая ветром. Неважно быть признанным политиком, или великим врачом, или художником, или ученым, или известным спортсменом, важно быть настоящим политиком, заботящимся об общем благе (как простой деревенский мэр), настоящим врачом, преданным здоровью своих пациентов, настоящим художником или ученым или спортсменом, всем сердцем, преданным своему делу. То есть важно делать хорошие вещи и делать их хорошо, от всего сердца, с убежденностью и искренностью. Хорошо выполненная работа, то есть сделанная добросовестно, по убеждению и с щедростью, несет в себе свою собственную награду и не зависит от того, получит ли она общественное признание или нет. Если оно придет, добро пожаловать, но не от него зависит, посвятим ли мы себя доброму делу и будем ли упорствовать в нем. Человеческая жизнь по большей части состоит из мелких, казалось бы, незначительных событий и ситуаций, но в которых мы, к лучшему или к худшему, сплетаем ткань нашего существования. Именно в верности малому, как напоминает нам Иисус в другое время (ср. Мф 25, 21-23), совершается верность великому.
Средневековые мастера-скульпторы вырезали во всех деталях великолепные статуи для вершин готических соборов, и ими никто не мог наслаждаться. Но они делали это, движимые любовью к хорошо выполненной работе и, прежде всего, любовью к Богу, которому они посвящали свое искусство. Они верили в Бога и верили в то, что делали.
Эту веру мы находим у вдовы из Сарепты, которая, доверяя слову Пророка, может поделиться тем немногим, что у нее есть, с посторонним, просящим ее о помощи. И именно эта вера движет бедной вдовой сегодняшнего Евангелия, которая, отдавая милостыню, хотя и незначительную по количеству, отдает все, то есть отдает себя, и, кроме того, и, по крайней мере, на тот момент, ничего не получая взамен (в отличие от вдовы из Сарепты). Для бедной вдовы из Евангелия «кадка муки и кувшин масла, которые никогда не иссякают» – это сокровище на небесах, которое ни моль, ни ржа не могут испортить и которое никто не может украсть (ср. Мф 6, 20).
Две лепты вашей милостыни, возможно, символизируют, что решающее и подлинное в жизни происходит чаще всего не в великих делах, а в мелочах каждого дня. Именно они проверяют подлинность нашей жизни и готовят нас к великим моментам, если такие вообще наступят. Мы не можем оставить без внимания ту деталь, что эта бедная вдова отдала две своих лепты в храмовую казну. Для нас храм – это тело Христово, которым является Церковь. И здесь это означает, что в дополнение к материальной помощи, которую мы можем и должны оказать для поддержания нашей Церкви, каждый наш вклад в созидание тела Христова важен, каким бы незначительным он нам ни казался: он важен, потому что он наш, и потому что его можем внести только мы, деньгами, временем, самоотдачей; и что его возможная незначительность – только в глазах тех, кто измеряет все лишь количеством или блеском, но не в глазах тех, кто может увидеть искренность сердца, способность отдать себя Богу и братьям.
Именно это искреннее сердце видит Бог человеческими глазами Иисуса. Иисус хорошо видит эту подлинность самоотречения, потому что Он знает, как отдать Себя до конца, о чем напоминает нам сегодня автор Послания к Евреям.
В заключение, мы могли бы извлечь из сегодняшних чтений три основных урока: 1) Подобно вдове из Сарепты, быть щедрыми даже в нужде, благодаря вере/доверию к пророческому слову, которое Бог направляет к нам многими способами, но особенно через Свое Слово, провозглашенное и услышанное в литургии Церкви. 2) Как бедная вдова из Евангелия, быть способными полностью отдавать себя в том, что мы делаем, и тем, с кем и ради кого мы живем. И делать это в мелочах (казалось бы, незначительных, но реальных) каждого дня. 3) Не позволяя себе быть ослепленными поклонением великому (которое может быть лишь напыщенным), иметь, подобно Иисусу, глаза, чтобы видеть (распознавать, показывать, благодарить) эти малые частицы подлинности в других, глаза, способные видеть великое, которое проявляется в малом.