Принятый крест и принятие служения. Проповедь отца Хосе Марии Вегаса, C.M.F., на 25 воскресенье рядового времени
Иисус продолжает со своими учениками беседу о кресте, которую он начал в Кесарии Филипповой. Непонимание и противодействие, которые вызывает его учение, заставляют Иисуса ограничиться только самыми близкими и избегать встреч с толпой. По правде говоря, послание креста можно понять только в личном общении с Учителем, и все же понять и, прежде всего, принять его нелегко. И более того, если мы поймем, что крест – это не только смиренное принятие зол, которых мы не можем избежать, но и избранная судьба. Это ключ, который предлагает нам первое чтение. Как отзвук песни о рабе Господнем из второй части книги пророка Исайи (ср. 42, 1-7; 49, 1-7; 50, 4-9; 52, 13-15; 53, 10) этот текст рассказывает нам о преследовании праведника, которое в драматическом крещендо доходит до осуждения на позорную смерть. На самом деле существуют пассивные формы присутствия креста, которые мы не можем и не должны искать, такие как болезнь или бедность. Это нежелательные беды, с которыми, когда они становятся неизбежными, мы должны пытаться справиться, обнаруживая в них смысл, который связывает нас с крестом Иисуса Христа. Но в той мере, в какой мы можем избежать их, мы должны делать это в отношении самих себя, честно добиваясь здоровья и средств для достойной жизни; а также в отношении других, помогая по мере наших возможностей тем, кто страдает из-за какой-либо материальной нужды. Сам Иисус избавляет страдающих от голода и болезней, тем самым уча нас, что мы также должны помогать страдающим преодолевать их невзгоды.
Напротив, текст Премудрости говорит нам о форме страдания, которая проистекает из последовательности собственной жизни, приверженности истине и справедливости, верности своей совести и Богу. Нередко эта верность и последовательность вызывают враждебность со стороны некоторых представителей доминирующей среды, которая нас окружает, они не могут мириться с поведением, которое само по себе и даже непреднамеренно является разоблачением, обличающим окружающую безнравственность. Следствием такой последовательности обычно является отвержение и преследование, иногда бескровное (высмеивание, клевета, создание вакуума…), но иногда доходящее и до кровопролития. Таким образом, речь идет о том, чтобы заглушить неприятный голос пророка, заставив его согласиться с принятыми в обществе формами зла. И перед лицом этого давления преследуемый должен сделать выбор. Он может уступить и избежать преследований, адаптируясь и, таким образом, отказываясь от своей совести, своих моральных или религиозных убеждений. Но, в отличие от других крестов, которых, по возможности, следует избегать, здесь единственным верным вариантом является принятие преследования, чтобы оставаться верным себе, добру, истине, справедливости и вере. Другими словами, эта форма креста, если она будет предложена, должна быть выбрана специально, и мы всегда должны быть готовы нести ее. Так следует понимать это осознанное и свободное следование Иисуса в Иерусалим, где, как Он знает, Его ждет несправедливый суд и позорная смерть.
И в этом смысл слов, которыми Иисус завершил Евангелие на прошлой неделе: «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет её». Эти слова помогают нам понять, что выбор этой формы креста не имеет ничего общего ни с неким духовным мазохизмом, ни с трагическим героизмом. Провозглашение страстей сопровождается пророчеством о воскресении. Послание креста – это пасхальное послание, которое, не скрывая ужасного и угрожающего лица смерти, и смерти крестной (то есть жестокой и несправедливой), также говорит об окончательном торжестве добра, справедливости и жизни.
Наставление ученикам, которое они на данный момент неспособны понять, означает, что тот, кто следует за Иисусом, должен принять не только факт его трагического конца, но и готовность жить так же, как Он, с той же последовательностью и с теми негативными последствиями, которые могут наступить, принять как единственный путь истинного спасения. Это жизненно важное наставление, потому что, как видно из сегодняшнего текста, в то время как Иисус рассказывает им о своих грядущих Страстях, они озабочены успехом в этом мире, достижением престижа и власти, которые они даже оспаривают друг у друга. Можно сказать, что, по крайней мере, на данный момент, они находятся на совершенно разных волнах. Но Иисус не отчаивается из-за этого. Напротив, Он вступает в эту дискуссию с апостолами, чтобы познакомить их с мудростью креста педагогическим путем духа служения.
Столкнувшись с логикой власти, которая стремится к признанию, славе, богатству, подчинению, Иисус предлагает другую форму первенства: односторонне стать слугой. Речь идет не о принятии рабского духа, а о свободном выборе. Служение, совершаемое свободно, является частью сущности любви. Но для этого мы должны отбросить в сторону высокомерное и самодовольное отношение. И здесь вступает в игру учение о детях. Они были в культуре того времени примером социальной незначительности. Иисус берет ребенка, обнимает его и указывает на него как на «первого» и самого важного. Очевидно, что для апостолов самым важным был Иисус, которого они исповедовали как Мессию и Сына Божьего. Итак, Иисус говорит им, что для того, чтобы принять Его, самого важного, они должны принять тех, кто по социальным параметрам не имеет значения, таких как этот ребенок, в котором Он показывает тайну своей личности; и, принимая Его в малых сих, они принимают самого Бога. Истинный путь следования за Иисусом, ведущий к спасению и жизни, – это путь умаления (как «духовное детство» святой Терезы из Лизье), служения и креста.
Послание Иакова дает нам наглядный пример этой мудрости креста. Когда человек выбирает «быть важным», «самым важным», немедленно возникают конфликты, зависть, соперничество, беспорядок и всевозможные беды. Вот что происходит, когда человек в первую очередь стремится удовлетворить свои страсти, ставя на службу этому других и самые святые вещи. Как свидетельствует Иаков, такое может произойти даже в христианской общине. И указывает на то, в какой степени многие верующие идут, но до сих пор не понимают и не принимают путь креста и служения, который предлагает нам Иисус. А если это так, то какое свидетельство они могут (мы можем) дать? Как возвещать Евангелие Иисуса Христа, любви и мира, если мы живем в противоречии с учением нашего Учителя? Когда такое случается, не делаем ли мы соль пресной и не прячем ли свечу под сосудом? (ср. Мф 5, 13-16). Вера, прожитая таким непоследовательным образом, делает нашу жизнь бесплодной и нашу молитву пустой. Но давайте не будем забывать, что ученики тоже не сразу поняли учение Иисуса. Как они, и мы находимся в пути, и у нас есть возможность снова прислушаться к Слову, которое является самим Христом и которое сообщает нам мудрость, приходящую свыше, с ее отношениями мира, понимания, терпимости и милосердия, которые приносят плоды справедливости и добрых дел, постоянного и искреннего служения. Это результат слушания, принятия и понимания Слова Господа, мудрости Креста: мы становимся посланниками и миротворцами, служителями сначала в нашей христианской общине, а затем и во всем мире.