Речь о хлебе жизни. Почему мы ищем Иисуса? Проповедь отца Хосе Марии Вегаса, C.M.F., на 18 воскресенье рядового времени

Иисус ушел на гору один, когда они пришли, чтобы сделать Его царем. Но толпа не обращает на это внимания и продолжает Его искать. Иисус, как мы говорили об этом на прошлой неделе, иногда исчезает из нашего поля зрения именно потому, что мы хотим завладеть им, поставить Его на службу нашим интересам, манипулировать Им. Кроме того, эти исчезновения заставляют нас продолжать искать Его, и это дает нам возможность раскрыть наши истинные мотивы и исправить и очистить их. Когда люди где-то находят Иисуса, невозможно объяснить, как Он туда попал (в стихах 16-23 рассказывается, как Иисус пересекает озеро во время шторма, идя по воде). В присутствии Иисуса всегда есть что-то таинственное, непредвиденное, беспричинное. Нехорошо привыкать к Нему, принимать Его как должное, как своего рода право, которое у нас есть и к которому мы можем прибегнуть в любой момент. Необходимо всегда быть готовыми к неожиданности присутствия, которое никогда не перестает быть незаслуженным даром.

Как это часто бывает в Евангелии от Иоанна, на более или менее обычные вопросы учеников и народа Иисус отвечает, меняя тему, чтобы вывести нас на более глубокий уровень. Он переводит наш взгляд с обычных повседневных вопросов (таких как хлеб насущный или материальное благополучие) на фундаментальные аспекты жизни. В данном случае Иисус делает это еще и раскрывая истинные мотивы этой толпы народа, которая, давайте не будем забывать об этом, стремилась сделать Его царем из-за хлеба, которым она утолила голод своего тела, а не из-за чуда (знамения), которым был этот хлеб. Иисус не отвергает эту недостаточную, но понятную мотивацию, но, опираясь на нее, предлагает этим начинающим ученикам идти дальше: «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий». Он не может пренебречь этим стремлением к утолению хлебом телесного голода, поскольку Он сам позаботился о том, чтобы накормить толпу. Но теперь он предлагает им попросить у Него другой хлеб, который Он сам хочет им дать, утоляющий другой, более радикальный и глубокий голод: голод смысла, голода спасения.

Удивительно, как Иисус умеет разделять эти два вида голода и эти два вида хлеба. Он не демагог и не манипулятор, использующий способность утолять голод тела, чтобы завоевать себе последователей. Обычно тот, у кого есть какая-то власть, использует ее, чтобы приобрести общественное признание и одобрение (и, кстати, хороший запас  хлеба насущного для себя). Но только не Иисус, который накормил их, потому что почувствовал к ним жалость и откликнулся на реальную нужду, подав нам тем самым пример и вовлекая нас в решение этих самых ближайших проблем. Как мы уже видели, манипуляция может также идти противоположным путем: обращаться к Богу только тогда, когда мы испытываем голод или какие-либо другие материальные потребности, требуя от Него решений, которые мы должны искать сами, и даже обвиняя Его, когда дела идут плохо, как это делает народ Израиля в пустыне (быстро забывая о даре только что полученного освобождения).

Иисус также не является максималистом, пуристом, требующим, чтобы у тех, кто приближается к Нему, с самого начала были абсолютно чистые мотивы, например исключительно религиозные и духовные. Он добрый пастырь, который заботится о реальных нуждах и поэтому кормит их. Но Он также учитель, который, удовлетворив их основные потребности, умеет обратить их взгляд на другие потребности, более важные, на другой вид хлеба, питающий наш дух окончательными и непреходящими благами. Таким образом, Иисус не использует материальные потребности других людей в своих собственных интересах и не отрицает их в пользу высших и окончательных благ, потому что между ними нет противоречия (все они имеют свое значение), хотя между ними и существуют отношения иерархии. Вот почему, как добрый пастырь и учитель, Он участвует в утолении первых, чтобы педагогически направлять на потребность во-вторых: удовлетворение самых насущных желаний служит знаком, вдохновляющим искать самые высокие. Это есть процесс очищения мотивов, побуждающих нас искать Иисуса и обращаться к Богу. Если иногда, как говорится, «мы вспоминаем святую Варвару, когда гремит гром», и обращаемся к Богу только тогда, когда в этом возникает острая необходимость, Иисус использует эту бедственную ситуацию, чтобы напомнить нам, что существует еще один вид благ. Это непреходящая пища, хлеб жизни, который может нам дать только Бог, и который Он предлагает нам в Иисусе Христе.

Жизнь, посвященная исключительно удовлетворению материальных потребностей, в конечном итоге оказывается пустой. Это та языческая жизнь, которую Павел предлагает нам оставить позади, чтобы учиться у Христа, обновляться умом и духом, облекаться в новое человеческое состояние, воплощенное в Нем самом, стремиться к тому, что придает смысл нашей жизни и спасает нас, к истинной праведности и святости. Но истинная праведность и святость не забывают о хлебе насущном, а, напротив, следуя примеру Иисуса, проявляются в утолении голода нуждающихся.

В церковной жизни необходимо постоянно стремиться к равновесию, представленному двумя видами хлеба, и избегать крайностей, которые его нарушают. Мы не можем использовать предложение материальных благ (будь то благотворительная и гуманитарная помощь, будь то развлекательные мероприятия для молодежи или туристические экскурсии, замаскированные под паломничество) просто для того, чтобы привлечь людей и хотя бы заполнить приходские помещения. Все эти действия должны осуществляться в ответ на реальные потребности наших братьев, но еще они  должны служить знаком, служащим для педагогического приобщения к желанию вечной пищи, дара веры в Иисуса Христа. Но, с другой стороны, мы также не должны с самого начала требовать абсолютно чистых побуждений от тех, кто приближается к Церкви, поскольку те, кто все еще ищет, возможно, просто для того, чтобы насытиться хлебом, не могут уже иметь зрелую веру. То, что многие появляются в приходах или христианских группах, потому что ищут чего-то, отличного от хлеба жизни, которым является Христос (например, друзей, материальной или психологической помощи, места в школе или кто знает чего еще), – это не повод выгонять их, а повод принять их, отнестись серьезно к голоду, который привел их в Церковь, к Иисусу Христу, и начать с ними терпеливый  педагогический процесс очищения мотивов, побуждающий их к доброму делу, а именно, – верить, что Иисус Христос – посланник Божий, хлеб жизни, который навсегда утоляет наш самый глубокий голод.