Воскресение Иисуса Христа: от исчезновения к явлениям. проповедь отца Хосе Марии Вегаса, C.M.F., на воскресенья Пасхи

Самая поразительная особенность евангельских рассказов, прочитанных в Пасхальную ночь (Мк 16, 1-8) и в день Воскресения (Ин 20,1-9), заключается в том, что Иисус в них нигде не появляется: ни мертвый, ни живой. Первое свидетельство о Воскресении Иисуса – это не явление, а исчезновение: тело Иисуса исчезло.

Ученики, сначала женщины, пришедшие ко гробу бальзамировать тело (после казни уже накануне субботы они не смогли этого сделать), и потом апостолы, Петр и любимый ученик, обнаруживают, что место смерти пусто, что свидетельство смерти – тело, – исчезло. Таким парадоксальным и непрямым образом Евангелия указывают на то, что знаки силы смерти, настолько могущественной, что даже Сын Божий не смог ее победить, начинают меркнуть.

Те факты, что они «видят» не Воскресшего Господа, а только отсутствие, исчезновение мертвого Иисуса, и что признаки хаоса смерти (пелены и плат) собраны и аккуратно сложены, очень красноречиво говорят о многом и показывают нам, что означает «видеть» и «верить», о чем сказано в Евангелии от Иоанна: «увидел и уверовал» (Ин 20, 8).

Первое, о чем это говорит, это что речь идет не о фантастической истории, созданной для того, чтобы удивить и поразить легковерных, используя воображение и литературный талант. Напротив, эта история отличаются строгостью и простотой, почти «нормальностью». Сообщается об исчезновении.

Второе, что постоянно присутствует во всех рассказах о Воскресении, – это трудности, с которыми сталкивались ученики во время обретенияверы в Воскресение. Это был не вопрос мгновения, а длительный и трудный процесс. Начиная с переживаний о пустом гробе, знаке теряющей свою силу смерти, лишенной своей добычи, и заканчивая тем, как «увидели» Господа, – так им пришлось пройти долгий путь. Евангелие от Иоанна хорошо говорит об этом: «Ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых» (Ин 20, 9).

Все это указывает на то, что «видеть» Воскресшего – это процесс созревания в вере. Подобно тому, как следование за Иисусом, начиная с первой встречи в Галилее, момента энтузиазма («они хотели сделать Его Царем»), но также и незрелости, требует восхождения в Иерусалим, понимания, что мессианский путь Иисуса ­– это не путь, усыпанный розами, (ср. Мф 16, 13-23); точно так же, чтобы «увидеть» Воскресшего, необходимо проделать обратный путь из Иерусалима в Галилею, в место первой любви, чтобы восстановить доверие после страшного опыта разочарования смертью, поражением и оставленностью: «Не бойтесь, пойдите и скажите братьям моим, чтобы шли в Галилею, там Меня увидят» (Мф 28, 10).

Все это означает, что нет никаких доказательств Воскресения, оно не может быть подтверждено (исторически может быть доказано только то, что тело исчезло, но и это впоследствии каждый интерпретирует по-своему: ср. Мф 28, 15); но есть свидетели: те, кто благодаря своей вере способен «видеть» Господа. Это другая сторона слов: «видеть, чтобы верить», здесь речь идет об обратном – верить, чтобы видеть. Только тот, кто верит, доверяет, кто доверяет, любит, кто любит, открывает глаза и видит. Для этого нужно очистить свой взор, избавится от ненужного: вот почему Пасхальная ночь начинается с литургии света-огня и продолжается литургией воды Крещения. Это элементы крещения, которые возрождают к новой жизни: Святой Дух (огонь) и вода, очищая нас, дают нам блаженство «чистых сердцем, ибо они Бога узрят» (ср. Мф 5, 8). Пасхальное время – это великий катехизис: те, кто принял Крещение как погружение в смерть Христа (все мы), к которому они (мы) были подготовлены во время Великого поста, идут сейчас просвещенными о вере как о пути, позволяющем нам видеть Иисуса. Литургия, Слово Божье, Иисус, который идет с нами и сопровождает нас в наших радостях и наших печалях, объясняют нам, где мы можем его найти и «увидеть».

Сегодня Он приглашает нас поразмышлять над собственной верой, возможно, мертвой, или спящей, или незрелой, во всяком случае, всегда нуждающейся в новых импульсах. Разочарования, жизненные переживания, непонимание могли ослабить нашу веру или побудить нас уйти из Иерусалима, забыть о Галилее. Нам может показаться, что вера была более или менее прекрасной иллюзией юности, но события нашей биографии научили нас, что наши надежды разрушаются грубыми реалиями жизни.

Пасхальное послание говорит нам, что, несмотря на многочисленные знаки смерти, все же возможно «понимать Писания» (но их надо слушать и Иисус объясняет их), возможно «преломлять хлеб» (но мы должны разделиться его там, где Иисус преломляет его для нас), возможно «увидеть» Иисуса и уверовать в Него, в то, что Он идет с нами, даже если наши затуманенные глаза не могут Его узнать. И все это возможно, потому что Он жив!

Доказательств нет, но есть свидетели. Ты можешь быть одним из них.