Восхищение и трепет, которые вызывает проповедь Иисуса, очень ясно указывают на природу этой проповеди и, прежде всего, на характер Того, Кто проповедует. Иисус – это не просто «проповедник» новой философии жизни или возвышенного этического учения, или даже новой религии. Фактически, сегодняшний текст дает нам понять, что не только содержание Его проповеди, но и способ ее передачи вызывает удивление у Его слушателей: Он проповедует не так, как книжники, но авторитетно (или властно – ἐξουσίαν): он не ограничивается передачей или комментариями чужого слова, но через свое слово Он открывает себя и отдает себя, и это слово обладает благотворной силой, оно эффективно, глубоко трогает, исцеляет, заставляет расти (что этимологически и означает «авторитет» от латинского «augere» – поощрять, увеличивать, развивать). Иисус – это исполнение древнего обетования, которое мы читаем сегодня в первом чтении: обетование о пророке, которого можно услышать, который говорит слова жизни, а не смерти, пророка, который не вызывает священного ужаса, потому что он один из нас, «из братьев ваших». Но Иисус, более того, намного превосходит это обетование, потому что Он не просто передает слово истины от кого-то другого, но и Сам является воплощенным Словом, несущим в себе Божью Истину. Отсюда и авторитет, вызывающий удивление неслыханной новизной.
Авторитет слова и Личности Иисуса проявляется не только в новизне доктрины и способе ее передачи, но и в ее эффективности: Иисус исцеляет или, как ясно из сегодняшнего Евангелия, покоряет силы зла.
Иногда мы чувствуем упадок духа и уныние перед мощью и вездесущностью этих сил, нечистых духов. У нас может сложиться впечатление, что эти духи сильнее и действеннее Духа добра. Они повсюду, не только в «официальных центрах зла», но и в синагогах, в церковных структурах в священных местах. Это означает, что мы должны избегать частого упрощающего соблазна отождествлять их с единственной причиной, которую мы обычно помещаем вне себя, которая всегда находится в «других». Одни говорят о «рынках» или «неолиберализме», другие о «марксизме» или «атеизме», или ещё другие о масонах или, не знаю, о каких-то других группах, как бы желая таким образом изгнать их из себя, из своей среды, будто так она была бы полностью освобождена от того радикального зла, обнаруженного в «других». Но сегодняшнее Евангелие говорит нам, что нечистый дух был «в человеке», каком-то, ни в чем не отличающемся от каждого из нас. И что он был именно в синагоге. Корень зла гнездится внутри нас, он среди нас, даже в тех, кто находится в сфере священного. Все эти проявления зла, о которых мы упоминали, в той или иной степени будут присутствовать, но, в конце концов, если мы хотим бороться с ними в корне, мы должны взглянуть на себя и попытаться определить, какие именно нечистые духи населяют конкретно нас.
У нечистых духов, у которых так много лиц и форм присутствия, есть то общее, что они не слушают Слово, а, наоборот, вступают с ним в схватку и бросают ему вызов криками. Хотя при этом они уже со страхом признают авторитет Иисуса. Мы, знающие по опыту (своему и чужому) огромную трудность, почти невозможность победить этих нечистых духов в нам и в нашем мире, можем подчиниться Слову Истины, которым является Иисус, и, таким образом, ощутить благоговение перед его властью и восхищение его действенностью. Только это близкое Слово (это один из наших братьев) способно разоблачать, повелевать, заставить замолчать и изгнать нечистого духа. Иисус побеждает зло, но спасает одержимого им, уничтожает грех, но спасает и освобождает грешника. Слово, личность Иисуса – единственное действенное средство экзорцизма против сил зла, против нечистых духов, потому что там, где оно звучит и действует и где его принимают, оно открывает пространство для Царства Божьего. Вот почему оно вызывает не ужас, а благоговение и, прежде всего, доверие. Доверие – это центральное измерение веры в Бога, в близкого Бога, которым является Иисус Христос.
Эта доверчивая вера открывает ранее невиданные возможности для новой жизни. Слова Павла во втором чтении сегодня являются хорошей иллюстрацией этого. Мы воспринимаем в них призыв к образу жизни, который в наши дни не пользуется популярностью. Есть много «нечистых духов», которые вызывающе кричат на него, объявляя его невозможным и бесчеловечным. Самое любопытное (и печальное) то, что эти крики часто слышны среди членов одной и той же Церкви (хотя после прочтения сегодняшнего Евангелия мы не должны удивляться). Павел, который ни в коем случае не отвергает и не ставит под сомнение брак, а скорее превозносит его как христианское призвание необычайной ценности, сакраментальный знак любви Бога и Христа к своей Церкви, также указывает путь полного посвящения Богу в безбрачной жизни, которую он сам выбрал для себя. Это поистине неслыханный идеал, требующий свободного выбора (ср. 1 Кор 7, 25), и, каким бы он ни казался невыполнимым для духа этого мира, это – возможность, открытая самим Христом, который жил с неразделенным сердцем, полностью преданным делу Отца. Чтобы иметь возможность сделать такой образ жизни своим собственным (как и тот, который воплощен в нерасторжимом христианском браке), необходимо открыться действию и авторитету Слова, избавляющего нас от нечистых духов, дающего нам возможность делать то, что нам самим кажется недосягаемым, каждому по своему призванию: женатый – в верном посвящении супруге и детям, призванный к посвященной жизни – в безбрачние, озабоченный делами Господа; оба открыты в вере, чтобы восхититься и удивиться перед этим новым Словом, близким, действенным, полным власти и жизни.