Рождество – это полная и окончательная встреча Бога и человека. По правде говоря, это была непростая встреча. В Книге Бытия сказано, что когда, по Своему обыкновению, Бог «ходил по раю во время прохлады дня» (ср. Бытие 3, 8), человек, когда понял, что наг, испугался и спрятался от Него. Используемый язык говорит о близком знакомстве Бога и человека. Но осознание преданного доверия заставляет человека чувствовать себя нагим: мы всегда так себя чувствуем, когда понимаем, что нас «поймали». И этот стыд порождает страх и желание убежать и исчезнуть: «готов провалиться сквозь землю», – думаем мы в таких случаях. И именно этот страх и желание убежать и спрятаться мешали осуществиться той встрече, к которой Бог давно стремился.
С другой стороны, правда и то, что человек раскрывал свое религиозное измерение на протяжении всей истории разными способами. Он обозначил священные места и построил храмы, тем самым предлагая Богу свое гостеприимство. Об этом говорит нам первое чтение. Но там мы читаем, что Бог противится этому гостеприимству: Владыка Вселенной не позволяет запереть себя в доме, ни в кедровом, ни в мраморном. Дело в том, что за этим кажущимся щедрым гостеприимством очень часто скрывалась человеческое желание запереть Бога в своих храмах, то есть, – в своих теориях и планах, и использовать Его в своих целях. Политическая власть особенно расположена к таким манипуляциям. И в Библии есть целое течение систематической критики политической власти и ее попыток господствовать над Богом (ибо именно в этом и заключается основной грех, описанный в третьей главе Бытия, – желание занять место Бога). Этот критическое течение, представленное прежде всего пророками, находит свое воплощение, среди прочего, в критике официального храмового богослужения. Поэтому, несмотря на готовность Давида, Бог откладывает его проект, а взамен обещает, что именно потомство Давида построит Ему дом. Это обетование исполняется в Иисусе, истинном храме Бога на земле.
Короче говоря, человеческий страх перед стыдом из-за греха и наглый грех желания манипулировать Богом привели большему, чем просто столкновения, избегания, разногласия и конфликты.
Что сделал Бог тем временем? Бог продолжал искать человека из уважения к его свободе, Он готовил шаги к окончательной встрече, примирению и дружбе. Это не могло быть ничем, кроме встречи на уровне человека, чтобы избежать страха: Слово должно было обрести человеческую плоть, чтобы говорить со сбегающим, напуганным и в то же время жаждущим власти человеком на языке, который он мог бы понять и принять. И, как и все встречи «на высоком уровне», этой встрече должны были предшествовать другие встречи, которые ее готовили. Вся история Израиля говорит только об этом: долгие попытки, неоднократно срывавшиеся из-за страха и гордыни, но которые принесли плоды, находя также и хорошо расположенные сердца.
В эти предрождественские дни, особенно между 17 и 24, когда Адвент усиливает напряжение ожидания с возрастающей интенсивностью, демонстрируя все более явные признаки близости «Грядущего», мы посещаем последние подготовительные встречи. Ангел и Захария, муж Елизаветы, представители старого Завета, на вид и бесплодного и замолкшего, но приносящего последний и решающий плод: голос, пророк-Предтеча, Иоанн; светлая встреча Марии с Елизаветой, которые вместо того, чтобы жаловаться на то, как плох мир, радуются, благословляют и воспевают Бога, потому что ощущают Его присутствие в своих беременных телах, в которых расцветает жизнь; и, наконец, встреча, которую сегодня представляет нам Евангелие, встреча ангела с Марией.
Это совершенно особенная встреча и она полна важных откровений. Если еще оставались какие-либо сомнения относительно настроения, с которым Бог приходит нам навстречу, достаточно услышать слова Гавриила: ни упрека, ни угрозы, ни объявления о наказании. Только комплименты, благословения и похвалы, вплоть до возвышения: «радуйся», «благодатная», «Господь с тобой». И если еще остается какой-то уголок для страха, достаточно продолжать слушать: «Не бойся», «Бог смотрит на тебя благожелательно», «жизнь расцветает в тебе». Мне скажут: «Конечно, он ведь разговаривает с Марией». Но Мария – не странный, посторонний персонаж, этакий инопланетянин. Мария – человек, которого Бог искал с самого начала истории, тот, который вышел из Его рук без тени зла, «очень хороший» (ср. Быт 1, 31), то есть «благодати полный». Мария – реальный исторический персонаж, который открыто и полно выполняет то, что каждый человек прячет в себе, больше или меньше скрытое грехом: след Бога, Его образ и, следовательно, способность положительно реагировать на зов Бога, «ходить» и общаться с Ним «во время прохлады дня». Мария означает и воплощает лучшее, что есть в человечестве, его ядро, не оскверненное грехом, и, следовательно, та, кто живет на открытом месте, та, кто не прячется.
Мария играет основополагающую роль в пришествии Бога в наш мир. Потому что, поскольку мы являемся образами Бога, то есть свободными, Он не может общаться с нами и входить в наш мир без нашего согласия. Без этого свободного согласия Бог не смог бы присутствовать как друг, брат (во Христе), Отец, Спаситель… И Он не смог бы развеять страх, который охватывает нас, и стыд, который заставляет нас прятаться. Мария, с мужеством, которое исходит от доверия, приветствует Слово, рискует и добровольно ставит себя на службу величайшему проекту освобождения всех времен: вот Раба, да будет мне.
Эта светлая встреча, полная благословений и радостных слов, позволяет нам понять, что такое истинный храм Божий, место, в котором Он хочет обитать среди нас: это само сердце человека, его плотское сердце, плоть, которая приветствует Слово и принимает, и Он становится присутствующим среди нас. Это живой храм, в котором все мы – живые камни, человечество Христа – краеугольный камень, а Мария и ее «да» – ворота.
Вся сегодняшняя литургия светлая и радостная. Это правда, что судьба Того, Кто должен родиться, отнюдь не будет легкой или триумфальной. И страхи и гордыня не перестанут преследовать и закрывать диалог и в Его присутствии. Но в Марии мы обнаруживаем еще одну возможность, которая открывается перед всеми нами: победить страх доверием, гордыню смирением и волю к власти готовностью к служению. Мы можем попытаться сделать «да» Марии своим собственным и, таким образом, стать ангелами, которые провозглашают Благую весть, ищут спасительных встреч, передают благословения и создают живые и открытые храмы, в которых Бог находит место для обитания среди людей. Ибо, как напоминает нам сегодня Павел, тайна Христа, являющаяся тайной веками, воплотилась не для того, чтобы оставаться скрытой в четырех стенах небольшой сектантской часовни, а для того, чтобы быть явленной и открытой всем народам, всем мужчинам и женщинам мира, которые предстали перед ангелом благодаря Марии и её «fiat».