Золото, ладан и смирна. Проповедь отца Хосе Марии Вегаса, C.M.F., на Богоявление

Слово Божье в этот великий праздник Богоявления Господня ярко подчеркивает сочетание конкретности и универсальности рождения Христа. Исайя утверждает, что свет приходит, восходит и сияет в Иерусалиме. И в этом свете будут ходить все народы. В послании к Ефесянам, со своей стороны, говорится, что тайна Божья была явлена апостолам и пророкам, свидетелям народа Израиля, но Божья благодать распространяется без ограничений на язычников, чтобы и им быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования.

Это так. Иисус родился в определенном месте и в определенное время: в Вифлееме Иудейском, во времена римского императора Августа, он принадлежит к определенной расе и говорит на определенном языке. Без этих конкретизаций воплощение было бы невозможно, и откровение Бога пришлось бы ограничить доктриной, идеями, некоторыми абстрактными ценностями. В воплощении все это (а это тоже есть) приобретает конкретный облик, становится реальностью, близостью, присутствием, это, как говорит апостол Иоанн, можно видеть глазами, слышать ушами, осязать руками (ср. 1 Ин 1, 1). Проблема в том, что эта конкретность в то же время является ограничением. И не только потому, что, будучи ограниченным определенным временем и местом (народом, культурой, языком), Он сразу становится доступным только для немногих; но также потому, что существует опасность утверждать, что Божье откровение, совершающееся в воплощении, действительно и действенно только для тех, кто принадлежит к этому узкому кругу (например, только для иудеев).

Первое ограничение может быть преодолено только действием Святого Духа, который приводит нас к реальному контакту с Иисусом Христом через веру Церкви, Слово Божье и таинства. Второе является искушением, которое испытывали последователи Иисуса даже в самом первом христианском поколении, и оно исправлено теми же библейскими текстами, уже в Ветхом Завете, который, прежде всего через пророков провозглашает, что спасение приходит через Израиль, но оно для всех. И это же звучит и в Новом Завете, об этом особенно мощно свидетельствует апостол Павел, по праву названный поэтому апостолом язычников.

Евангелия также ясно заявляют об этом устами самого Иисуса, который в Евангелии от Иоанна утверждает, что «есть у Меня и другие овцы, которые не из этого стада» (Ин 10, 16). И особенно наглядно это выражено в Евангелии от Матфея в эпизоде, который мы празднуем сегодня: поклонение волхвов. Не только пастухи, представители «анавим», бедных людей Яхве, приходят поклониться Младенцу. Но также и таинственные маги с Востока, ведомые не менее таинственной звездой, отправляются на поиски Царя Иудейского, в котором, они считают, явился Бог, и ищут Его, чтобы поклониться Ему. Маги, мудрецы, астрологи (поскольку они исследуют звезды и следуют за ними), ученые, не бедные и, кроме того, иностранцы, являются доказательством универсальности рождения Христа. Не только близкие, живущие в традициях Израиля и знающие обетования, переданные пророками, но и дальние, те, кто получает доступ к Богу, руководствуясь природными явлениями, кто тоже по-своему говорит о тайнах Бога, хотя и нуждается в просветлении откровения, имеют доступ к Мессии Израиля, Который является Спасителем всего мира.

Потому что важно не принадлежать к избранному народу или к далеким народам Востока, а иметь доброе сердце. Ведь среди членов избранного народа мы обнаруживаем «анавим», которые с верой приходят на поклонение после возвещения ангела, но также и тех, кто, зная об обетованиях, ищет Младенца, чтобы убить Его. Среди мудрецов этого мира также можно встретить противоположные взгляды, это те, кто с гордостью отрицает Бога, полагаясь только на науку, и те, кто ищет Бога по звездам.

Дело в том, что тайна Рождества не завершена и не исполнена до тех пор, пока после того, как Бог приблизится в человечестве Христа, с нашей стороны не будет предпринято никаких шагов, чтобы тоже приблизиться к Нему, признать и принять Его. Нелегко распознать и принять всемогущего Бога и Царя царей в хрупком и беспомощном человечестве новорожденного ребенка. Это шаг, который может быть сделан только с верой, с уверенностью в том, что Бог действительно говорит с нами и проявляется в самых близких реальностях повседневной жизни: воде, хлебе, вине, лице того, кто рядом со мной, в хрупком присутствии ребенка, еще не родившегося или уже новорожденного, который призывает меня к ответственности и заботе.

Признание волхвами Младенца на руках Марии, его матери, выражается в дарах, которые они ему подносят: золото, ладан и смирна. Золотом они признают в Младенце Царя царей. Золото может быть символом материальных благ, наших нужд и нашего стремления к обладанию богатством, но также и символом нашей солидарности, нашей способности расстаться со своим, чтобы заботиться о тех, кто нуждается больше, чем мы. То, что Иисус – Царь царей, означает, что вся власть исходит от Бога (ср. Рим 13, 1) и что никто не имеет никакой власти, если не получает ее свыше (ср. Рим. Ин 19, 11). Это подразумевает, с одной стороны, что любая власть (не только политическая, но и профессиональная, семейная и т.д.) должна осуществляться ответственно и справедливо; и, с другой стороны, что перед законной властью у нас есть моральное обязательство повиноваться. Золото волхвов символизирует, например, налоги, которые мы платим на общее благо, но также, помимо строгой законности, это и бескорыстные пожертвования, которые мы делаем, чтобы помочь наиболее нуждающимся. Мы приветствуем Иисуса своим золотом (небольшим или большим), когда мы щедры, самоотверженны, чувствительны к нуждам тех, в ком мы видим меньших братьев Иисуса (ср. Мф 25, 40).

Ладан подтверждает, что сын Марии – Сын Божий. Мы можем понимать этот дар как символ духовных благ. Солидарность – это хорошо, но ее трудно поддерживать, если мы недостаточно глубоко укоренились в ее истинной основе, а именно в любви Бога, любви, которую Бог явил нам во Христе и которую мы пытаемся выразить, делясь своим золотом. Для этого мы воскуряем благовония – трата на первый взгляд бесполезная, но на самом деле полная смысла. «Тратить свое время» – это молитва, обращение к Богу во время воскресной молитвы Евхаристии, мольба о том, чтобы Он излил на нас Свою милость в таинстве примирения, это конкретные способы воскурения благовоний, которые возносятся к Богу как жертва благоухание приятное (ср. Еф 5, 2; Пс 141, 7; 2 Кор 2, 14. 16). Мы также предлагаем этот фимиам, эти духовные блага, которые мы возносим Богу, когда отказываемся от того, чтобы делать из наших идей и убеждений крепостные стены, отделяющие нас от других, или метательное орудие, из которого мы стреляем в них, когда мы способны непредвзято открывать свой разум, уступать, когда этого требует истина, всегда милосердная, быть способным признать право другого на его точку зрения. Подобно этим иноземным магам, прибывшим из далеких стран, мы становимся паломниками, которые признают присутствие Бога (добра, истины и справедливости) в чужих местах, культурах и менталитетах.

«Все они из Савы придут, принесут золото и ладан», – пророчествовал Исайя. Где смирна? Израиль ожидал могущественного и торжествующего Мессию. Хотя это правда, что уже пророки, в том числе Исаия, предвидели мессианство Креста и «Мужа скорбей» (ср. Ис 53, 3), все же мессианские ожидания Израиля, включая учеников Иисуса, шли другим путем. Приношением смирны волхвы с Востока пророчествуют, что этот Царь и Бог выполнит свою мессианскую миссию на Кресте. Если трудно с верой признать Сына Божьего в человеческом облике сына Марии, то еще труднее признать Его на Кресте. И все же это полностью согласуется с тайной любви, которая раскрывается так. В своем воплощении Тот, Кто был образом Божиим, уничижил Себя самого (ср. Флп 2, 6-7). Признать это, исповедовать это и принять это, предлагая золото и благовония, означает отстраниться от себя, стать чужаком и паломником, отрешиться. Тайна любви, открытая во Христе всем людям, известна нам «в том, что Он положил за нас душу Свою», поэтому «и мы должны положить души свои за братьев» (1 Ин 3, 16).

Ведомые звездой нашего разума и нашей природы, освещенные откровением Священного Писания, давайте также отправимся поклониться Младенцу, принесем Ему, как волхвы, наши дары: золото, ладан и смирну.