Всё, что писано было прежде. Проповедь отца Хосе Марии Вегаса, C.M.F., для второго воскресенья Адвента

Пророки вселяли в Израиль надежду, особенно в моменты унижения и поражения, в те моменты, когда было легко впасть в отчаяние. Пророческие речи, обличающие несправедливость и неверность народа как причину его собственных бед, не просто указывают на нынешнюю ситуацию унижения и поражения как на справедливое следствие дурного поведения, но и подтверждают спасительную волю Бога, проявленную в прощении и восстановлении народа. Там, где царит разрушение, может возродиться жизнь, из высохшего и кажущегося мертвым корня может пробиться отрасль. Если это обновление проистекает из корня Иессея, это означает, что Бог восстанавливает обетование Давида, которое, казалось бы, было обречено на исчезновение из-за неверности давидовых преемников. Пророки способны грезить о картинах, которые могут показаться нам идиллическими утопиями, более свойственными пребывающим в иллюзиях мечтателям, чем реалистам. Однако то, что описывают пророки, как сегодня стихи Исайи, – это не обманчивые мечты, а то, к чему в глубине души стремится человеческое сердце, и что пророки, как никто другой, умеют читать, поскольку рассматривают это как исполнение Божьих обетований, как плод божественной верности, которая намного превосходит все пороки монархии, народа, человека в целом. Но это не значит, что речь идет о волшебном исполнении желаний, когда все внезапно окрасится в розовый цвет без какого-либо сотрудничества со стороны человека. Это когда вдруг пробивается росток иначинается возобновление, то есть начало процесса. Кроме того, жизнь, возрождающаяся от корня Иисуса, является результатом действия «духа»: духа премудрости и разума, совета и крепости, ведения и благочестия, духа страха Господня; это результат образа жизни того, кто способен судить справедливо и праведно, чтобы противостоять злу, но не жестокостью насилия, а силой слова: жезлом его уст и духом его губ. И дело в том, что нельзя сказать, что этот новый имирный мир родится без сопротивления. Но Пророк говорит нам, что Бог не потерял надежды на доброту человека (семя, которое Он Сам вложил в человеческое сердце при его создании) и что Он действует, чтобы дать ему прорасти. Свобода и ответственность человека не чужды «утопии»: можно создать гармоничный и мирный мир и превратить его в рай, если человек вернется к Богу и будет жить в соответствии с достоинством, которое Он получил от Него.

Пророки – это люди, способные увидеть в пустыне возможность вырастить сад, в несчастье-знаки присутствия Бога. Их слова намного шире исторических обстоятельств, в которых они были произнесены или написаны. Мы обнаруживаем в книге пророка Исайи (историческим фоном которой является вторжение ассирийцев в Сеннахирим в 701 г.до Р.Х.) весть о рождении Иисуса, в Котором Дух Божий пребывает во всей своей полноте и вокруг Которого начинает сбываться пророчество о мире, где нет насилия. Он– отрасль ветви Иессеевой, восстановлениединастии Давида, хоть речь идет о совершенно ином царствовании, не политическом, а обращенном к сердцу человека.

Иоанн, принадлежащий к роду пророков, появляется, когда казалось, что пророчество в Израиле прекратилось, и именно поэтому является знаком надежды; более того, его краткое и сильное пророчество, резкое и прямое, превосходит всех его предшественников. Его пророческое служение происходит в пустыне – месте бесплодия и смерти, но также и в месте подлинного переживания Бога, очищения и обетования. В его пророчестве говорится о восстановлении не как о будущем, а как об уже надвигающемся событии. Поэтому его призыв к обращению является жестким и настоятельным. Именно в пустыне и в момент наивысшего унижения избранного народа, почти полностью подчиненного иноплеменной и языческой державе, Иоанн способен увидеть знаки непосредственного присутствия Бога. Это присутствие еще не обнаружило себя, но его неизбежность настоятельно требует изменить свое отношение к жизни, очиститься и подготовиться к тому, чтобы не упустить предоставленную нам Богом возможность. Потому что, опять же, это не событие, которое происходит без нашего участия. Здесь не место автоматике. Иоанн предупреждает, что процесс уже начался и что он открыт для всех: он не для чистых, а для тех, кто, признав свой грех, готов очиститься. Это личный призыв, адресованный ответственности каждого. Вот почему он так резко говорит с фарисеями и саддукеями, которые не признают своего греха и, следовательно, не желают очищения, символизируемого крещением. Простой принадлежности к народу Израиля (быть сыном Авраама) недостаточно для обеспечения спасения. Создается впечатление, что саддукеи и фарисеи приходили к Иоанну либо из любопытства, либо «на всякий случай», возможно, чтобы контролировать деятельность своенравного пророка, который никому не подчинялся. Потому что им не хватало настоящего желания очиститься изнутри, изменить свою жизнь и принести плоды обращения.

Иоанн, последний и величайший из пророков, однако, не является отраслью, о которой объявил Исаия, хотя внешне его основная проповедь очень похожа на проповедь Иисуса: «Приблизилось Царство Небесное». Но в то время как Иоанн только предчувствует и подготавливает это уже близкое присутствие, Иисус является его осуществлением. Именно в нем исполняются древние обетования, сбываются грезы пророков. Мы еще раз подтверждаем, что речь идет не о триумфальном, волшебном исполнении без какого-либо противодействия или сотрудничества с нашей стороны. Иоанн предупреждает нас о признаках того, что должно произойти, и о мерах, необходимых для того, чтобы приветствовать это и сотрудничать, чтобы сделать это реальностью в нашем мире. Мы готовимся среди противоречий, которые нас окружают и которые затрагивают нас лично: зло существует в мире, в нас самих, и поэтому исполнение обещаний, уже присутствующих в личности Иисуса, происходит в напряженной, мучительной форме. Это борьба, которую должен выдержать каждый из нас и которую последователи Христа переживают по-разному. Но именно потому, что это не просто обещание, а уже действующая реальность, мы можем воспринимать в духе самого подлинного пророчества реальные знаки этого присутствия. Первое и самое важное из всех: Слово, которое, как говорит Павел о древних Писаниях, написанных для нашего обучения, наставляет и просвещает нас, «чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду».Вокруг воплощенного Слова, которым является сам Христос, единодушно (= с единой душой) собирается община, во взаимном приветствии восхваляющая Бога. Таким образом, мы сами становимся знаками надежды для других, для тех, кто лишен надежды, потому что, хотя и несовершенным образом, в готовности прислушиваться к Слову, в принятии других без различия, то есть в любви, в прощении, полученном и дарованном, мы способствуем возрождению корня Иессеева и, претворяя в жизнь мечту пророков, истину о мире в гармонии и мире, стремясь сделать этот мир и гармонию возможными вокруг нас, преодолевая предрассудки и барьеры, так часто возникающие между людьми, обнаруживая во всех них, иудеях или язычниках, тех, для кого были даны обетования верного Бога, Который идет навстречу людям и Который уже близок.