Премудрость любви. Проповедь отца Хосе Марии Вегаса, C.M.F., на 6 воскресенье Пасхи


Слово «любовь» так часто произносят, что оно стало скомпрометированным и затасканным из-за частого использования и злоупотреблений, которым оно постоянно подвергается. Это слово используется для обозначения любого чувства, связанного со склонностью или привязанностью к чему-то или к кому-то, это слово нередко отождествляется с неопределенным, неструктурированным, чисто субъективным отношением, чаще всего похожим на мимолетную страсть, а не на определенный акт свободы, которая отдается и продолжается уже как верность. Злоупотребление словом «любовь» не должно, однако, слишком возмущать нас, потому что постоянное обращение к нему указывает, по крайней мере, на то, что человек, прежде всего, нуждается в любви, что он призван к любви, которая, как сказал некий философ, скорее «ens amans» (любящее существо), чем «ens cogitans» (думающее существо), то есть, человек определяется больше его любовью, чем его мыслями.

И все же мы не должны мириться с безликой любовью, неопределенной, неструктурированной и полностью зависимой от эфемерных чувств и перепадов настроения. Если любовь настолько важна и имеет решающее значение в человеческой жизни, это означает, с одной стороны, что она наделена глубиной и радикальностью, которые должны превзойти временную и эмоциональную мимолетность, захватывая и преобразуя ее. И, с другой стороны, это также означает, что необходимо попытаться определить и понять сущность любви с большей точностью, чем та, которую предлагает нам романтическая литература или общепринятые мнения.

Сегодня в Евангелии Иисус настойчиво связывает любовь и слово, Его Слово, Слово Отца, пославшего Его. Любить Его – значит слушать, прославлять и хранить его Слово. Любовь, которая есть слово, – это любовь, которая выражается, воплощается, проявляется в конкретных реальных отношениях. Любовь Божия есть любовь-Слово: Бог Отец дает нам свое Слово, и исполняет его. Его Слово, то, которое Он посылает нам, это Слово, ставшее плотью, идущее нам навстречу, предающее Себя даже до смерти. Это, кроме того, обязательно любовь, которая ищет и предлагает диалог. Связать любовь со Словом –значит утверждать, что есть Логос любви, ее логика и ее собственная целесообразность. Истинная любовь подразумевает открытость, радушие, понимание, постоянство, верность. Такой любви можно научить и, соответственно, научиться. Наш учитель – Иисус Христос, воплощенное Слово Отца. В Нем Божья любовь превзошла неопределенные чувства и простые пожелания добра и установила диалог, который требует ответа с нашей стороны.

Учение Христа передается на протяжении веков через Его Дух, Которого сегодня Иисус обещает нам. Это Дух Божий, Святой Дух, который продолжает открывать наши разум и сердце, чтобы услышать и принять Слово как оно есть на самом деле: Слово Божье, но Слово воплощенное, человеческое, близкое, преданное и в то же время, призывающее нас и требующее от нас. Именно Дух продолжает учить нас тому, что значит хранить Слово: хранить его, как Мария, в сердце, чтобы оттуда оно переходило и воплощалось в наших словах и поступках, чтобы наша любовь была подпитывалась изнутри и формировалась им, чтобы мы могли любить одновременно и реалистично, и мудро. Делая нас мудрыми в слушании и принятии Слова, которое мы сохраняем и которое вдохновляет нас, Святой Дух будет напоминать нам все, что Он сказал нам. Но помнить – это не только вопрос памяти (вспоминать), но и сердца: «re-cordari» – это отклик в сердце, или, как говорит Ортега-и-Гассет: «мы помним – это значит, мы снова проходим через устье нашего сердца». Святой Дух учит нас, заставляя звучать в наших сердцах Живое Слово, которое есть Христос, с которым мы поддерживаем постоянный и творческий диалог. Это источник нашего внутреннего мира, который позволяет нам жить, исходя из себя, из умиротворенности во Христе, а не, как это часто бывает, из вынужденного инстинктивного реагирования на внешние раздражители.

Любовь, основанная на Слове и умиротворяющая нас, снаряжает нас в путь. Каждый из нас, вся Церковь, продвигается по истории, призванной передать Слово мирно, в диалоге. Это следует из первого чтения. Серьезный конфликт угрожает общине. Распространяются толкования Евангелия, которые несовместимы с его истинным содержанием. Некоторые хотят сделать христианство незначительным вариантом иудаизма, который они намерены навязать новообращенным из язычников. Община, подчиняясь Духу, слушает, вспоминает, ведет диалог и принимает решения. Это не триумф какой-то партии или группы, а торжество любви, освещенной Словом, которая восстанавливает мир в общине. Не может не быть конфликтов и проблем до тех пор, пока человеческая природа не достигнет конечной цели – спасения. Поэтому учеников Иисуса следует узнавать не по отсутствию конфликтов, а по способам их разрешения: волей к диалогу и взаимному приятию, послушанию Духу, с мудростью любви, в которой наставил нас Учитель и на которую нас вдохновляет Его Дух. Когда мы верны этому «методу», мы не только разрешаем конфликты (не сказано даже, что мы разрешаем их все), но и делаем нечто гораздо более важное, что мы повторяем каждый день в молитве Отче Наш: соблюдая Его Слово, мы выполняем волю Бога (о любви, о диалоге, о мире) на земле, как это уже исполняется на небесах. То есть, мы приносим небеса на землю, мы способствуем тому, чтобы Новый Иерусалим сошел с небес, открывая такие пространства в нашей истории, на которых на апостольском основании слава Божия сияет нам через тот Источник света, который есть сам Иисус Христос, Агнец закланный ради любви и ради спасения всех.