Если не покаетесь… Проповедь отца Хосе Марии Вегаса, С.M.F., для 3 воскресенья Великого Поста


Обычно в литургии Слова Воскресной Евхаристии существует прямая связь между первым чтением и Евангелием: текст Ветхого Завета может содержать обетование, или личность или ситуацию, которая в Иисусе Христе находит свое завершение или полноту. Эта связь сегодня не так заметна, по крайней мере на первый взгляд, но она существует. Чтобы узнать об этом, следует прежде всего сосредоточиться на тексте Евангелия.

Иисус ссылается на два события своего времени, которые, по всем признакам, глубоко тронули население Иерусалима и, возможно, всего Израиля. Первое, совершенное человеческими руками, – жестокость Пилата по отношению к галилеянам, возможно, мятежникам. Второе – несчастный случай, «происшествие», обрушение здания, которое стоило жизни восемнадцати человекам. Приводя в пример эти события, Иисус сталкивается с традиционным способом понимания действий Бога в истории, который разделяли его современники (как это неявно следует из его же слов) и, возможно, его ученики (которые были тогда и, возможно частично, и нынешние). Этот способ понимания таков, что раз Бог воздает за грехи, то несчастья, малые и большие, из-за людей или случайные, интерпретируются как действия, допущенные или даже вызванные Им, чтобы наказать нас, когда мы этого заслуживаем. Не может не показаться парадоксальным, что жестокая рука великих преступников и слепые силы природы являются орудиями мудрой и милосердной справедливости Бога, когда «наказанные» за неведомо какие грехи почти всегда являются обычными людьми, такими же виновными и невиновными, как и все; в то время как настоящие преступники (как сегодня Пилат), уходят по пути, усыпанному розами.

Иисус сталкивается с таким способом понимания Бога, который искажает образ Его Отца, и использует это искажение, чтобы помочь нам очистить образ Бога, от того, что мы, возможно, представляем себе о Боге и о связи между грехом и наказанием. Иисус предупреждает нас о том, что Бог не действует таким образом, который соответствует ранней стадии приобретения религиозного опыта; Он не наказывает и не поступает жестоко, используя исторические или природные бедствия, чтобы делать нам «предупреждения», это означало бы, что Бог предупреждает одних ценой жизни других; и это напоминает нам о том, что спасение (или гибель) не приходят «извне», не зависит от случайных внешних событий, хороших или плохих, через которые будто бы Бог благословит или накажет нас. Спасение и осуждение исходят из нас самих – из нашей способности к покаянию. Слова Иисуса: «Не думайте, что умершие были грешнее или виновнее прочих… но, если не покаетесь, все так же погибнете» именно об этом. Те погибшие не были наказаны за свои грехи, но, если мы (которые, возможно, чувствуем себя в безопасности) не откажемся от своих и не покаемся, мы приготовим себе погибель. Ибо не Бог наказывает, а мы сами наказываем себя, когда удаляемся от источника Добра и Бытия.

Третье воскресенье Великого поста – воскресенье очищения. Очищение через Крещение (евангелие самаритянки в цикле А) и очищение храма (в цикле В) несет с собой очищение нашего образа Бога и нашего собственного образа посредством покаяния (цикл С, в этом году). Это двойное очищение необходимо для того, чтобы наша жизнь не была бесплодной, чтобы приносила плоды. Притчей о бесплодной смоковнице Иисус усиливает призыв изменить жизнь. Жизнь, далекая от Бога, подобна смоковнице, которая не приносит плодов: она бесполезна, ее судьба – разрушение. Речь идет не о внешнем принуждении, более или менее законном или по произволу, а о том, быть или не быть верным собственной истинности. Во всяком случае, то, что могло звучать как угроза (не будучи на самом деле угрозой, потому что дерево, которое не дает смокв, вряд ли можно назвать смоковницей), в конечном итоге является притчей о милости Божьей, которая внимает заступничеству виноградаря (самого Христа), обещающему поработать над корнями смоковницы и укрепить ее своим Словом, чтобы дать ей возможность стать собой и принести плоды.

Виноградарь, который заступается за бесплодную смоковницу, не может не помнить, как Моисей заступался за свой народ, когда тот нарушил завет и отошел от Бога, поставив себя на грань разрушения, ибо именно союз с Богом составляет его как народ. Обратимся к первому чтению. Здесь четко прорисованы мотивы очищения образа Божия и смысла истинного покаяния. Это не чисто индивидуальный или частный акт, а, межличностный по своей сути. Первое условие покаяния – это откровение, которое Бог дает, открывая нам, кто Он, каково Его истинное имя: «Сущий», Бог верный, выполняющий свои обещания. В подлинном религиозном опыте важно позволить Богу говорить, чтобы Он сказал нам, а не мы навязывать Ему наши схемы и представления о Нем (которые могут привести нас к этим языческим образам жестоких и милующих богов). Важно уметь слушать. Иисус обогащает нас своим Словом, которое уходит к корням нашей жизни; но и мы должны уметь слушать. Это иногда трудно, потому что Слово, которое Бог посылает Нам, не удобно и не оставляет нас такими, какие мы есть. Покаяние означает свободу, но и выйти за пределы себя, оставить мелкие личные интересы: Моисей перестает быть слугой и пастухом у своего родственника, становится орудием освобождения своего народа, добровольным слугой своих братьев, угнетенных жестоким рабством. Если смоковница, которая не приносит плодов, бесполезна, то тот, кто покается, слушая Слово Божье, очень полезен: он служит своим братьям, особенно страдающим, самым нуждающимся.

Последнее помогает нам понять кое-что из того, о чем мы говорили в начале. Если Бог не насылает беды при помощи человеческой жестокости или слепых сил природы, то что Он делает перед лицом такого рода событий? Иисус говорит нам своей жизнью и своей смертью (в перспективе своей грядущей Пасхи, к которой мы сопровождаем Его), что Бог что-то делает, и что-то очень важное: Он там, где беда, страдает и умирает вместе с нами. Бог, уважая человеческую свободу, даже свободу делать зло, решил быть там, где люди страдают и умирают. Так Он говорит нам, что эти страдания и смерти не являются бессмысленными и бесполезными, что они имеют смысл, потому что они являются частью страстей Христовых и включены в его замысел любви: Бог любит нас даже в страданиях, потому что нет большего выражения любви в мире, чем смерть Христа на кресте.

Понимание этого очищает нас. Страдание, которое не нужно искать, но которое всегда посещает нас каким-то образом, очищает нас. И это очищение позволяет нам приносить плоды жизни, плоды добрых дел, плоды милосердия. И если это правда, что если мы не обратимся к Богу, мы погибнем, значит, если мы обратимся, мы не только спасем свою жизнь, но и станем служить страдающим, будучи для них выражением и орудием Промысла Бога, исполняющего свои обещания.