Вера и искушения. Проповедь отца Хосе Марии Вегаса, C.M.F. на 1 воскресенье Великого Поста
Очень значительно, что сегодняшние чтения представляют собой два исповедания веры: веры Израиля во вмешательство Бога в историю, чтобы собрать и спасти Свой народ; и веры христианина в смерть и Воскресение Иисуса Христа.
Вера, которую мы исповедуем, воплощена в таинстве Крещения. И именно в опыте очищающего Крещения Иисус дает Свой основной религиозный опыт: осознание Себя возлюбленным Сыном Бога-Отца и помазанным Его Духом. Но символы, которые выражают нашу веру, наши убеждения и основополагающие идеалы, то, за что мы готовы отдать все, должны быть проверены самой жизнью, которая создает множество трудностей и препятствий для наших добрых намерений. Поэтому обряд очищения, которым является и Крещение, требует подлинного очищения, которое должно быть испытано тем, что исповедуется при совершении обряда. И поэтому Иисус, как человек, которым Он является тоже, «возвратившись от Иордана», подвергается искушению и испытанию. Теперь Он должен ответить на выбор Отца, тоже выбрав Бога. И именно Духом, которым Он был полон, Он «поведен был» в пустыню. Дух Божий – это Дух истины, подлинности, Который не ведет легкими и проторенными путями и не избегает трудностей волшебным образом, но направляет (вдохновляет, ориентирует), не нарушая свободы справляться с ними и своими усилиями. Страдания Иисуса в пустыне и в течение всей Его жизни выражаются здесь в двух словах, которые совершенно суммируют состояния человека: Он «взалкал», почувствовал голод. Голод – это сущность всех человеческих недостатков, нужды и зависимости. Основной голод – это нужда в пище для тела, но есть много других нужд: тепло и приятие, признание, чувство собственного достоинства, безопасность, смысл… Голод во всех его формах делает нас уязвимыми перед искушением: сама потребность требует удовлетворения, иногда навязчиво, любой ценой, во что бы то ни стало.
Важно помнить, что искушение не исходит от Бога: «В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого» (Иак 1, 13). Основным условием искушения является наше нищенское состояние, которое Иисус, разделяя его с нами, сделал и своим. А суть искушения заключается в злобном подстрекательстве к тому, чтобы удовлетворить нужду такой ценой, которую не должно платить. Вот почему появляется дьявол, вызывающий тревогу персонаж, который, пользуясь ситуацией хрупкости, представленной голодом, делает предложения, которые, будучи неприемлемыми в нормальных условиях, могут повредить человеческую волю, когда она стеснена нуждой.
Искушения, испытываемые Иисусом, являются фундаментальными искушениями, которые так или иначе может испытать любой человек. Давайте посмотрим на них кратко: «вели этому камню сделаться хлебом». Важен начальный апостиль: «Если ты Сын Божий» То есть, используйте свою силу в своих интересах, используйте себя, свою власть, свои привилегии, ведь у вас есть желания и потребности (голод), и у вас есть власть, это так ясно. Власть… У каждого есть какая-то власть, какая-то сфера ответственности, полномочий. Неважно, много это или мало. У Иисуса есть сила творить чудеса. Другие имеют право решать, распоряжаться, распределять информацию или знания или просто имеют ключ… И искушение состоит в том, чтобы сделать эту власть привилегией, использовать ее не для служения другим, а для служения себе, для получения прибыли и выгоды, которые нам не положены. Один очень яркий пример – взяточничество, «откат», взятка. Но было бы хорошо, если бы каждый посмотрел на себя и подумал, какие камни он сам превращает в тот хлеб, которым человек не должен жить.
Не сказано, что мы не должны стремиться к хлебу. Это не только законно, но и должно: «хлеб наш насущный дай нам на сей день», – учит нас молиться Иисус. Искушение состоит в том, чтобы «камень» сделать хлебом, воспользовавшись тем, чем не должен, злоупотребляя своим положением. Это искушение показывает прежде всего нашу слабость, подверженность многим потребностям и ограниченность в том, чтобы удовлетворить их, и именно они подталкивают нас к превращению камней в хлеб. Как преодолеть искушение: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». Слово Божие укрепляет нас против искушения, открывая нам измерения (истину, справедливость, щедрость, служение, смысл), которые выше наших материальных потребностей, и дает нам понять, что только уважая эти измерения мы можем законно заботиться о насущном.
«Всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне». Второе искушение очень радикальное. Потому что Иисус действительно хотел «всего этого», всех царств мира, потому что Он хотел (и это была Его миссия) распространить Царствие Божие по всему миру. Дело в том, что царства этого мира отчуждены от Царствия Божия и в значительной степени (может быть, не полностью, дьявол преувеличивает и лжет) находятся под властью зла. «То, что ты хочешь – моё, я тебе его отдам». Вот так просто. Цена – поклониться злу, дьяволу, признать его власть. Это быстрый и удобный путь к успеху (успеху хорошей миссии). Но мы сразу же понимаем, где ловушка и противоречие. Как распространять Царствие Божие, поклоняясь дьяволу? Нельзя служить двум господам… И все же мы не всегда видим это так ясно: есть соблазн достичь добрых целей плохими средствами: распространять Царствие Божие насильно, использовать ложь, манипулирование… Это искушение эффективности любой ценой, внушающее нам, что этого не избежать, что все так делают, что если не уступишь, то ты не от мира сего, что нельзя быть наивным… Те же апостолы сильно чувствовали это искушение: заставить огонь сойти с неба (ср. Лк 9, 54), хвататься за меч (ср. Лк 22, 38), искать первенства (ср. Лк 9, 46), желать лучшие места подле Учителя (ср. Мк 10, 37). Церковь также чувствует его по-разному и не может быть иначе, потому что это чувствовал сам Иисус. Но ответ Иисуса ясен: «Написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи». Добро может быть совершено только добрыми средствами, и это не допускает фантазий. Во многих случаях это означает готовность, потерять позиции, отказаться от немедленной эффективности. Не поклоняться злу, дьяволу и сильным мира сего (насилию, лжи, несправедливости), а поклоняться только Богу – значит не только преклонение колен, но и быть свободным, выбирать узкий и тесный путь, который выбрал Иисус, путь, ведущий в Иерусалим, к человеческому поражению и смерти на Кресте.
«Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя». Последнее искушение поднимает ставки и обращается к Богу. Если вы не хотите поклониться дьяволу, хорошо, но, по крайней мере, обратитесь к Богу, это, кажется, можно сделать, и это соответствует чистоте религии. Но это тонкое искушение не менее злое, ибо речь идет не об обращении к Богу, а о манипулировании Им, об «использовании» Его в своих интересах: религия как зрелище, как магия, которая приглашает веру только для того, «чтобы все шло хорошо и дела ваши процветали»; это деловые отношения с Богом. И кажется, что это искушение было особенно сильным для такого человека, как Иисус: не использовать свою власть в своих интересах (первое искушение) и не поклоняться злу (второе), но использовать свою возможности для убеждения: творить чудеса (удивительные и чудесные знамения), чтобы вызвать веру, вместо того, чтобы просить о вере, чтобы совершались чудеса как знаки спасения. Понятно, что Иисус не поддается и этому искушению: чудо как магия и зрелище вызывает только легковерие, которое не касается глубин человека; оно может внушить восхищение или временный энтузиазм, но это не трансформирует человека внутри, и, следовательно, не способствует его неотступности на пути добра. Иисус же вызывает доверие-веру, открытую для спасения через любовь.
Резкий ответ Иисуса полон глубокого смысла: «Не искушай Господа». Почему дьявол может посметь искушать самого Бога? Потому что Бог принял человеческую хрупкость. И, значит, над ним тоже должен властвовать закон, о котором так много повторяют ежедневно, а дьявол (разделитель) делает свое, это закон, гласящий, что «у всего есть своя цена», все на свете продают себя, поддаются искушению. Иными словами, на самом деле нет добра, правды, справедливости и честности: то, что кажется идеалами и ценностями, – это только интересы, эгоистичные наклонности и замаскированные стратегии. Если у каждого человека есть цена, то Иисус, истинный человек, тоже должен иметь цену. И хотя, как мы видим, Иисус не продает себя, тем не менее, как человек, которым он является, он чувствует удары дьявола, который толкает его воспользоваться своей властью, искать компромисс.
Вслед за словами Христа («не искушай Господа») вновь звучат сии: «Внемли». Ведь искушать человека Иисуса это искушать Самого Бога. Однако, несмотря на это, победа Иисуса над искусителем не теряет значимости. Он побеждает как человек, поскольку искушаем как человек, являя этим, что неправда то, что всякому человеку есть цена, что невозможно быть праведным, что все идеалы ложны. Искушение подвергает нас проверке, это правда, в нем мы можем почувствовать нашу немощь, но можем и преодолеть её: внемля Слову, поклоняясь только Богу, принимая Духа сыновства, делающего нас во Христе детьми Отца Небесного.
Искушения Иисуса, которые Он испытывает не только в пустыне, но и во время всего своего служения (отсюда и последние загадочные слова сегодняшнего Евангелия: «дьявол отошёл от Него до времени» ), – это искушения, которые мы все испытываем в силу своего человеческого состояния. Поэтому мы должны смотреть на них благоразумно, но также с надеждой и уверенностью: Иисус победил их, и мы «через Христа, со Христом и во Христе» можем победить. Во Христе, в Его слове, мы становимся сильными и подчиняемся только Духу истины, любви и свободы, чтобы служить, отдавать себя без сожаления, чтобы верить с доверием.
Искушение – это не грех, а перекресток, на котором мы можем выбрать Бога.