Отплыви на глубину. Проповедь отца Хосе Марии Вегаса, C.M.F., на 5 рядовое воскрсенье

Текст Исайи, открывающий сегодняшнее слушание Слова, выразительно показывает реакцию верующего человека на видение Бога: Тайна «устрашающая и влекущая» порождает осознание собственного глубинного не достоинства и священный ужас, смертный страх. Бог исправляет ситуацию через ритуальное очищение, после которого отпускает. Это потрясающее видение контрастирует с непосредственным и доступным присутствием Иисуса, являющего Себя как бы противоположным образом, как Бог близкий, Эммануил, «Бог-с-нами». Не только избранный, очищенный священным огнем, имеет доступ к Иисусу, но и весь народ может видеть Его и слышать Его слово.

Итак, Иисус говорит с толпой. Его Слово и спасение, которое оно сообщает, не знают границ: они не предназначены для элиты, и для того, чтобы войти в аудиторию Иисуса, не требуются национальные, расовые, социальные или моральные подтверждения. Он говорит из лодки о рыбаках, которые скоро станут его учениками. Мы видим в лодке, из которой Иисус говорит для всех, Симона – символ будущей Церкви. В этой проповеди из лодки мы обнаруживаем неограниченную универсальность, которая характеризует евангельское послание, провозглашенное Церковью.

Каков же отклик на проповедь Иисуса? Как толпа восприняла Слово Божье из уст нового Учителя из Назарета? Евангелие не сообщает нам об этом. Реакция на Слово и на самого Иисуса, возможно, была очень разнообразной, как нам намекает притча о сеятеле в другом месте. Иисус бросает семя, и каждый должен ответить на этот призыв. Ясно то, что если принять Слово Иисуса всерьез и до конца, то нельзя оставаться «на берегу». Берег, неизбежная отправная точка, недостаточен, так как указывает на поверхностность, отсутствие глубины. Тот, кто слышит Слово и принимает его всерьез, сразу же приглашается «отплыть на глубину», в открытое море, туда, где глубокие воды. А для этого надо «промокнуть», войти в воду, чтобы дойти до лодки.

В сегодняшнем Евангелии только Симон и его сподвижники приглашаются совершить это путешествие «на глубину», но в них мы должны видеть каждого человека, который слышит послание Иисуса, независимо от того, при каких обстоятельствах: в анонимной толпе, на берегу озера, случайно, поверхностно, внимательно… Дело в том, что уже сама по себе встреча с этим близким Богом, который говорит с нами понятными любому человеку словами, является приглашением встать и пойти в лодку, чтобы плыть туда, где глубоко.

Однако это приглашение находит в нас сопротивление, которое видно и у Петра. Поплыть на глубину требует самоотверженности, длительности по времени; и плоды этой борьбы оказываются проблематичными, часто даже кажутся отсутствующими. Постоянное искушение христианской жизни во всех ее призваниях состоит в том, чтобы оставаться на берегу, где все ясно, есть движение, люди, где наше внимание отвлекается, где, кроме того, мы можем посвятить себя множеству неотложных задач, которые преподносит нам жизнь и которые дают нам ощущение, что мы делаем полезные и осмысленные вещи. Там, где воды глубоки, мы должны бороться в одиночестве и во тьме; и нередко нас захватывает чувство, что все это бесполезно и бессмысленно. Для того, чтобы путешествие на глубину принесло свои плоды, важно, во-первых, терпеливо продолжать; и, во-вторых, доверять. Именно Иисус приглашает нас отправиться туда и трудиться там. Только так Слово, услышанное на берегу, но обдуманное, осмысленное, услышанное в одиночестве ночи, может в свое время принести неожиданные и обильные плоды, превосходящие все наши ожидания.

И когда происходит глубокая встреча со Словом Иисуса, со Словом, которое есть Иисус, вновь возникает чувство самоуничижения, которое охватило когда-то Исаию, но на этот раз перед, да, близким и человечным Богом, но все же – Богом. Реакция «выйди от меня, Господи, потому что я человек грешный» произнесена уже не Симоном, а, согласно евангельскому тексту, Симоном Петром. Это реакция, которая намного превосходит простое восхищение необъяснимым фактом: это выражение религиозного чувства, подобного чувству Исаии, истинное признание («Господи») рыбака (Симона), который начал становиться учеником (Петром). Близость Бога в человечестве Иисуса призвана не устранить основополагающее религиозное чувство почитания и поклонения, а лишь лишить его смертного ужаса, который обычно сопровождает его. «Не бойтесь», «не страшитесь» – часто говорит нам Иисус.

Сегодняшний евангельский рассказ говорит нам, с одной стороны, об апостольской миссии Церкви, которая должна умеренно сочетать размах и интенсивность работы. Размах – это провозглашение Слова всем, с универсальным подходом и избеганием всякого сектантства: Церковь не живет и не работает для себя, но должна быть похожа на лодку, с которой сегодня говорит Иисус, – открытое, доступное место, к которому каждый может приблизиться. Но это не исчерпывает ее миссию, и это провозглашение должно быть приглашением, адресованным всем, чтобы сесть на лодку, в которой сидит Иисус, чтобы пойти на глубину. Чтобы углубиться, необходимо, чтобы было некое пространство, места, люди, которые способствовали бы этой терпеливой, долгой, трудной, но необходимой работе, чтобы можно было приносить неожиданные и обильные плоды не только для тех, кто непосредственно ловит сетью, но для тех многих, с которыми эти плоды можно было бы разделить и накормить их. В Церкви есть особые призвания, посвященные тому, чтобы «идти на глубину»: отшельники, монахи, посвященные люди в целом, священники, провозглашающие Слово, также и миряне, которые в определенных движениях и течениях духовности пытаются углубить свое семейное или профессиональное призвание. Интенсивность работы состоит в том, что на самом деле, все верующие христиане призваны, каждый согласно своему положению, прислушаться к приглашению и приложить усилия, чтобы грести дальше в море. Вот почему этот текст вызывает у нас, с другой, более личной стороны, вопрос о нашем отношении к Слову Христову: слышим ли мы его лишь по случаю, посреди толпы, на берегу, поверхностно, например, более или менее формально исполняя наши христианские «обязанности»? Или, кроме этого, мы еще делаем путь личного размышления над Словом, настойчиво, напряженно, интенсивно, иногда во тьме и в одиночестве, но в уверенности, что в конечном итоге мы получим плоды жизни, которые превосходят все ожидания?

Бывает, говорят, что молитва и созерцание – бесполезная деятельность, свойственная людям, спасающимся от суровости жизни и ищущим убежище в «мистике». Те, кто так говорит, кроме того, что не знают о богатствах, которые скрывают глубокие воды, еще и не имеют представления о характере, терпении, силе духа, которые требуются для этой «бесполезной» деятельности, чтобы устоять в этой часто одинокой борьбе. Молитва и созерцание – это не для слабых духом, а для сильных, которые как раз и укрепляются в этой, столь же «бесполезной», сколь и необходимой деятельности.

Эта крепость необходима еще и потому, что столкновение с глубиной предполагает посмотреть в лицо собственным теням, осознать свой грех, как показывает нам сегодня Петр. И только так, искренне признавая греховное состояние перед единственным, Кто может нас очистить, можно преодолеть всякий страх и перейти к отношениям полного доверия.

Только встреча с Иисусом и Его Словомна глубине открывает нам до конца, кто Он, а также кто мы перед Ним. Тот, кто слышал Слово на глубине и познал богатство, заключенное в нем, не может не передать его другим. Иисус, который призывает и воспламеняет нас своим Словом, еще и направляет нас. Во всем этом есть интересное сочетание утверждения и трансформации собственного бытия. Бог, призывая нас и встречая нас на глубине, уважает и подтверждает наше бытие. Если мы рыбаки, то ими и останемся. Но, затронутое опытом глубины, наше существо больше не может не говорить, и оно эхом «продлевает» Слово в том, что делает и чем живет. Симон становится Петром, рыбаком моря Геннисаретского, ловцом человеков в море мира сего. Точно так же Савл, непримиримый защитник иудаизма и преследователь Церкви, становится Апостолом Павлом, неутомимым провозвестником Евангелия, «которым и спасаемся». И поэтому каждый из нас, в соответствии с христианским призванием, в котором он живет, может задаться вопросом, как, оставаясь тем, кем он является, стать свидетелем, продолжающим своей жизнью Слово Христово, передающим и разделяющим плод своего личного чудесного улова.

Пожалуй, удивительна та готовность, с которой Симон Пётр с товарищами, Иаковом и Иоанном, бросают всё и устремляются следом за Учителем. Но удивляться будет нечему, если мы обратим внимание на то, что это произошло после встречи со Христом на глубине. Есть некая сущностная связь между приглашением отгрести на глубину и призывом последовать за Ним.

Иногда быть христианином и жить в следовании за Иисусом становится для нас трудным как подъем на гору. Конечно, в этом следовании есть реальные объективные трудности, которые Христос не скрывал от нас. Но есть и другие, субъективные, которые зависят от нашей собственной поверхностности, от нашего стремления оставаться на берегу, от нашего сопротивления идти глубже и бороться во тьме и в одиночестве. Итак, давайте сегодня примем приглашение Иисуса «отплыть на глубину» и, уверенные в Его Слове, попробуем приобрести этот опыт глубины.