Как Бог говорит с нами. Проповедь отца Хосе Марии Вегаса, C.M.F., на Рождество Христово (Месса днем)

Возможно, каждый из нас, верующих, спрашивал себя, почему Бог не являет себя раз и навсегда и не говорит с нами ясно, с доказательствами, с властью, так, чтобы никто не мог сопротивляться Его присутствию и все окончательно убедились в Его существовании.

Сегодняшнее второе чтение похоже на четкий ответ на этот вопрос (в котором есть упрек и требование). Бог говорил с нами много раз, по-разному, всеми возможными способами. И наконец, раз и навсегда Он заговорил с нами через Своего Сына. Это «много раз» и «по-разному» означает, что Бог предупреждал нас, призывал нас, подсказывал нам, обращал наше внимание на то, чтобы мы хорошо слушали, что Он хотел сказать нам раз и навсегда. На самом деле, когда мы хотим сказать что-то важное, мы сначала пытаемся привлечь внимание собеседника, чтобы наши слова не упали в пустоту.

Когда в Послании к Евреям говорится «в эти последние дни» (Евр 1, 2), мы можем понимать это как то, что послание произнесено «раз и навсегда», с готовностью сказать ясно, с доказательствами, убедительно и окончательно. На самом же деле это Он Сам лично пришел сказать нам. Сам Бог в лице Сына – это Слово, пришедшее посетить нас, раскинувшее Свой шатер среди нас, принявшее нашу плоть, «переводя» таким образом на человеческий язык послание вечного Бога.

И что Он пришел сказать нам? Упоминание о Сыне, о Котором Он говорил с нами, вовсе не праздное. Иисус, родившийся в Вифлееме, является и посланием, и посланником. Если Он Сын, то Он приходит, чтобы сказать нам, что Он возлюбленный Сын Отца, и что мы тоже можем быть детьми Божьими. Одним словом, Он приходит сказать нам, что Бог любит нас, что Он любит нас безусловно и хочет включить нас в Свои семейные отношения.

Может случиться так, что этот способ Бога «наконец-то» говорить с нами кажется нам не таким убедительным, поэтому многие отвергают Его, игнорируют Его, не знают Его, даже презирают Его. Но если мы так думаем, то мы не полностью (или частично) поняли Его послание. Потому что то, что мы просим (наполовину упрекаем, наполовину требуем), – это навязать себя силой и властью и таким образом покорить мятежников и сопротивляющихся.

Но можно ли навязать Любовь силой? Идеи, идеология, даже, в определенной степени, мораль могут быть навязаны силой. Людей можно заставить думать определенным образом, или воздерживаться от каких-то мыслей, или навязать какое-то поведение. Но Бог пришел не для того, чтобы говорить с нами об этом. Он пришел не убеждать нас в определенных идеях или теориях, он пришел не сказать нам, как мы должны себя вести (и, конечно, как мы не должны себя вести). Он пришел не для того, чтобы подчинить нас, заставить нас, запретить нам, наказать нас, угрожать нам или напугать нас. Если бы это было так, то Он бы говорил так, что мы бы подчинились его власти, по-хорошему или по-плохому. Но Божья сила – это не то же самое, что человеческая сила, плотская сила, сила, которая так часто проявляется в своем угнетающем или разрушительном качестве.

Бог пришел только для того, чтобы сказать нам: «Я люблю тебя», «Я люблю вас», «любовью вечною Я возлюбил тебя» (Иер 31, 3). Он пришел отдать Себя, отдать, исцелить, пригласить, предложить дружбу. Это добрая сила, которая не шумит, которая близка, доступна. Он говорит ясно, но с уважением к нашей свободе. Вот почему мы можем отвергать Его, игнорировать, презирать, как это часто бывает: «пришел к своим, и свои Его не приняли». Но мы можем принять Его, приветствовать, сделать своим. И тогда мы станем причастными к этой благодатной, созидательной силе, силе любви: она дает нам возможность быть детьми Божьими.

Важно хорошо понимать то, что было сказано ранее об идеях и моральном поведении. Это не следует понимать в том смысле, что любовь – иррациональная реальность, лишенная логики, или что она совершенно безразлична к тому, как мы поступаем. Но Бог не пытается навязать нам идеи или заставить нас выполнять правила, не делает это условиями Своей Любви. Он не говорит нам: думай так или иначе, делай то или это, воздерживайся от того и другого, и Я дам тебе в награду Свою любовь. Бог любит нас безусловно, Он любит нас до конца, и Он говорит нам о Любви и передает эту Любовь прежде, чем мы можем сделать что-либо, чтобы заслужить ее. Он говорит и делает это через Своего Сына, Который есть Логос (разум и слово) Бога.У любви есть своя логика, которая не является ни формальной логикой, ни логикой денег, ни логикой власти. Это логика безусловной отдачи, щедрости, прощения, доверия, верности. Это логика бесконечно более мощная, чем все другие логики, действующие в мире, потому что это логика, в соответствии с которой было создано все в этом мире, логика, которая поддерживает все созданное в бытии, логика, благодаря которой наш мир, несмотря на те разрушительные логики, которые проходят через него каждый день, не погружается окончательно в небытие. Это логика, которая дает жизнь и освещает путь человечества, несмотря на то что логика сильных мира сего распространяет тьму и сеет смерть.

Логика любви – это логика отношений, и поэтому те, кто принимает безусловную Божью любовь, сообразуют себя с Божьим разумом (ср. 1 Кор 2, 16) и, соединяясь со Христом, стремятся действовать и жить так, как жил Он (ср. 1 Ин 2, 6). Те, кто использовали возможность быть детьми Божьими, становятся посланниками, провозглашающими мир, несущими Благую Весть, свидетельствующими о Христе. Они сами не являются Светом, но, подобно пророку Иоанну, они посланы Богом к своим братьям свидетельствовать о Свете и говорить всем, что Бог любит и их, чтобы они пришли к вере в Того, Кто поставил среди нас Свой шатер.