Принятый крест и принятие служения. Проповедь отца Хосе Марии Вегаса, C.M.F, на 25 воскресенье рядового времени
Иисус продолжает со Своими учениками беседу о кресте, которую Он начал в Кесарии Филипповой. Непонимание и противодействие, которое вызывают Его слова, заставляет Иисуса ограничиться исключительно близкими ему людьми и избегать встреч с большим количеством людей. По правде говоря, послание креста можно понять только в личном контакте с Учителем, и даже в этом случае понять его и, главное, принять – дело непростое. Тем более, если мы знаем, что крест – это не только покорное принятие зла, которого мы не можем избежать, но и выбор такой судьбы. Вот ключ, который предлагает нам первое чтение. Как эхо стихов о слуге Яхве у Исаии (ср. Ис 42, 1-7; 49, 1-7; 50, 4-9; 52, 13-15; 53, 10), этот текст говорит нам о преследовании праведника, которое драматическим крещендо достигает точки в осуждении на позорную смерть. На деле существуют и пассивные формы присутствия креста, которые мы не можем и не должны искать, например, болезнь или бедность. Это нежелательное зло, которое, когда оно неизбежно, мы должны стараться переносить, открывая в нем смысл, объединяющий нас с крестом Иисуса Христа. Но в той мере, в какой мы можем избежать зла, мы должны делать это как для себя, честно стремясь к здоровью и средствам достойной жизни, так и для других, помогая по мере сил тем, кто страдает от какой-либо материальной нужды. Сам Иисус облегчает голод и болезни, тем самым уча нас, что мы тоже должны помогать страждущим преодолевать их недуги.
С другой стороны, текст Премудрости говорит о такой форме страдания, которое происходит от последовательности своей жизни, от приверженности истине и справедливости, от верности своей совести и Богу. Нередко эта верность и последовательность вызывают враждебность, в том числе со стороны доминирующей вокруг среды, которая не может терпеть поведение, являющееся уже самим своим существованием, даже непреднамеренно, обличением, разоблачающим окружающую безнравственность. Следствием такой последовательности часто является неприятие и преследование, иногда бескровное (насмешки, диффамация, клевета…), но иногда и доходящее до кровопролития. Цель состоит в том, чтобы заставить замолчать неудобный голос пророка, принуждая его соответствовать социально принятым формам зла. И перед лицом этого давления преследуемые должны сделать выбор. Они могут уступить и избежать преследований, приспособившись, и отказавшись, таким образом, от своей совести, своих моральных или религиозных убеждений. Но в отличие от других крестов, которых следует по возможности избегать, здесь единственный правильный выбор – принять гонения, чтобы остаться верным самому себе, добру, истине, справедливости и вере. Другими словами, эта форма креста, если она случится, должна быть выбрана, и мы всегда должны быть готовы нести ее. Именно так мы должны понимать этот ясный и свободный путь Иисуса к Иерусалиму, где, как Он знает, Его ожидает несправедливый суд и позорная смерть.
И в этом смысл слов, которыми Иисус завершил Евангелие прошлой недели: «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет её». Эти слова помогают нам понять, что выбор такой формы креста не имеет ничего общего с каким-то духовным мазохизмом или трагическим героизмом. Провозглашение страстей сопровождается пророчеством о воскресении. Послание креста – это пасхальная весть, которая, не скрывая страшного и угрожающего лица смерти, причем смерти крестной (то есть страшной и несправедливой), говорит также об окончательном торжестве добра, справедливости и жизни.
Наставление ученикам, которое они в данный момент не могут понять, означает, что те, кто следует за Иисусом, должны принять не только факт Его трагического конца, но и готовность жить так же, как Он, с той же последовательностью и с теми негативными последствиями, которые могут наступить, как единственный путь истинного спасения. Это жизненно важное наставление, потому что, как показывает сегодняшний текст, пока Иисус говорит им о Своих грядущих Страстях, они озабочены успехом в этом мире, достижением престижа и власти, о чем они даже спорят между собой. Можно сказать, что, по крайней мере на данный момент, они находятся на совершенно разных волнах. Но Иисус не отчаивается по этому поводу. Напротив, он принимает участие в этой беседе апостолов, чтобы педагогическим путем и в духе служения познакомить их с мудростью креста.
Перед лицом логики власти, которая ищет признания, славы, богатства, хочет, чтобы ей служили, Иисус предлагает другую форму первенства: стать всем слугой. Это не вопрос принятия рабского духа, а вопрос свободного выбора. Служение, совершаемое безвозмездно, является частью сущности любви. Но для этого необходимо отбросить высокомерное и самодостаточное отношение. И здесь вспоминаются слова о детях. В культуре того времени дети как члены общества были ничтожны. Иисус же берет ребенка, обнимает его и указывает на него как на «первого» и самого важного. Очевидно, что для апостолов самым важным был Иисус, которого они исповедовали как Мессию и Сына Божьего. Так вот Иисус говорит им, что для того, чтобы принимать Его, самого важного, они должны принимать тех, кто по социальным параметрам, ничтожен, как этот ребенок, в котором Иисус показывает тайну Своего Воплощения, уничижения, тайну своей личности; и кто принимает малых сих, тот принимает самого Бога. Истинный путь следования за Иисусом, который ведет к спасению и жизни, – это путь умаления (как «духовное детство» святой Терезы из Лизье), служения и креста.
Послание святого Иакова дает нам хороший пример мудрости креста. Когда человек выбирает «быть важным», «самым важным», сразу же возникают конфликты, зависть, соперничество, беспорядок и всевозможные пороки. Вот что происходит, когда человек стремится прежде всего удовлетворить свои страсти, ставя других и даже самое святое себе на службу. Как свидетельствует Иаков, такое может произойти даже в христианской общине. Это указывает на то, насколько многие верующие до сих пор не понимают и не принимают крестный путь и путь служения, который предлагает нам Иисус. А если это так, то какое свидетельство они могут дать? Как можно провозглашать Евангелие Иисуса Христа, любви и мира, если живешь в противоречии с учением нашего Учителя? Когда это происходит, разве мы не делаем соль несоленой и не прячем свет под столом? (ср. Мф 5, 13-16). Вера, прожитая так непоследовательно, делает нашу жизнь бесплодной, а молитву – пустой. Но, не будем забывать, что ученики тоже не сразу поняли учение Иисуса. Как и они, мы тоже находимся в пути, и у нас есть возможность обратиться, чтобы послушать Слово, которое есть Сам Христос, и которое передает нам мудрость, приходящую свыше, с ее установками мира, понимания, терпимости и милосердия, которая приносит плоды справедливости и добрых дел, постоянного и искреннего служения. Это следствие слушания, принятия и понимания Слова Господа, мудрости креста: стать посланниками и проводниками мира, служителями сначала в нашей собственной христианской общине, а затем и во всем мире.