Размышление перед мертвым Христом


«Теперь ваше время и власть тьмы»

Что сказать перед умершим Христом? Трудно говорить перед смертью. Перед такой тайной не хватает слов. Тем более, когда умерший – это Иисус Христос, Сын Человеческий и Сын Божий.

Как это возможно? Какое значение имеет эта смерть?

В Иисусе, в сыне человеческом, умирает человек, каждый человек, каждый из нас. В смерти Иисуса присутствует смерть всех невинных, всех жертв насилия и несправедливости, смерть ранняя и незаслуженная многих; там, в смерти Иисуса есть также и смерть наших усопших, которых мы любили; и мы находим в этом умершем нашу собственную смерть, которая нас ждёт где-нибудь и когда-нибудь.

В смерти Иисуса есть также те другие «маленькие смерти», которые мы испытываем ежедневно, и говорят нам о нашей слабости и бессилии, которые взял на себя Христос.

В смерти Иисуса есть еще смерть сына Божьего: смерть Бога. Человеческая воля, болеющая грехом, претендует присвоить себе место Бога, исключить Его из человеческой жизни, не позволить Ему, чтобы Он приходил к нам «во время прохлады дня», говорил с нами, требовал от нас, исправлял, исцелил и утешал нас.

Желать убить Бога, заставить замолчать Его и изгнать Его из нашей жизни – это постоянное искушение человеческого высокомерия, которое случалось самым разным образом в истории человечества.

А когда человек, желая убить Бога, хочет быть равным Ему и заменить его место, то уничтожает себя, т.к. Бог является его Творцом, основой его свободы и достоинства, источником его любви и горизонтом его надежды.

Поэтому в этом мёртвом Христе соединяются смерть Бога и смерть человека. Именно поэтому, перед умершим Христом мы не можем оставаться равнодушными. Его бездыханное присутствие перед нами предлагает нам, почти вынуждает нас встать на чью-либо сторону.

На чьей стороне находимся мы?

Сегодня, очень вероятно, пока мы слушали и созерцали снова страсти и смерть Иисуса Христа, мы своими чувствами встали на сторону Иисуса Христа. Мы были мысленно нашими чувствами с Иисусом Христом, когда его ученики оставили Его, когда Иудеи обвинили Его в несправедливости, когда били и оскорбляли Его, тоже, когда Пилат, зная, что Иисус не был виновен, “вымыл себе руки” и отдал его на распятие. Наши чувства были на стороне Иисуса, когда он шел с крестом на плечах, когда его распяли и, наконец, когда он умер. Наши чувства были с Иисусом и с теми немногими, которые были тоже на его стороне; Мария и другие женщины, его любимый ученик, Иосиф из Аримафей, Никодим.

Можем ли мы участвовать ещё больше в страсти Христа – не только чувствами? Что значит действительно участвовать реально и быть на его стороне?

Страсти Христа ещё не закончены. Они продолжаются сегодня в нашем мире, вокруг нас, наверное, и в нас самих. Мёртвый Христос нам так же говорит, что мы должны встать на его сторону. И только таким образом мы можем участвовать в его страстях и в его смерти восполнять недостаток в нашей плоти скорбей Христовых, как апостол Павел говорит про себя.

Если мы хотим действительно участвовать в страстях Христовых, встав на его сторону, необходимо это сделать не только чувствами сейчас здесь, но и потом, дома, на улице, везде там, где продолжаются страсти Христа. Потому что, если мы потом после церкви избегаем встречи с другими, особенно с теми, которые страдают почему-то, то это значит, что мы не встали на сторону Иисуса, но на сторону тех, которые его оставили; и если мы остаёмся безразличными к тем, кому нужна наша помощь, тогда мы не встали на сторону Христа, но на сторону Пилата, который «умыл себе руки», и так сделав, предал Иисуса смерти. И если мы презираем других, или позволяем, чтобы гнев, ненависть, злость к кому-либо господствовали в нашей жизни, тогда мы не встаём на сторону Христа, но на ту сторону, на сторону тех, которые его оскорбляли и осуждали его, потому что, в наших братьях и сёстрах, хороших и плохих, близких и далёких, страдает и умирает Иисус Христос сам: «так как вы сделали одному из них братьев моих меньших, то сделали мне» (Матф 25,40)

Если в страстях и в смерти Иисуса присутствуют страсти и смерти людей, то тогда в страстях и смертях людей тоже присутствует смерть и страсти Христовы. Это значит, в конце концов, встать на сторону Христа и участвовать в его страсти. В конце концов, здесь нет середины; мы встаём или на сторону Христа или на сторону тех, которые лишают его жизни.

Когда мы встаём на сторону Христа, для нас открывается другое значение в этой смерти Иисуса – смерти человека и смерти Бога, значение которой освещает эту трагедию: Иисус не умирает один, лишь пораженный силами зла; он умирает свободно, он сам отдает жизнь за нас всех: он умирает ради любви к нам.

Умирая во имя любви, Иисус тем самым побеждает смерть, показывая тем самым, что есть на свете что-то сильнее, чем зло и смерть. Любовь Бога к человечеству настолько велика и огромна, что может взять на себя ту реальность, смерть, которая обобщает все человеческое зло.

Поэтому, участвуя в страстях Христовых, мы видим причину, чтобы надеяться, чтобы не бояться, потому что в смерти Иисуса, наша смерть нашла свое поражение.

Но это не скрывает у смерти её лицо, её страшное лицо, её трагическую суть: «как многие изумлялись, смотря на тебя, столько был обезображен паче всякого человека лик его, и вид его – паче сынов человеческих…» (Ис.52,14). Но её слово не последнее, есть ещё одно слово Божие, которое оправдывает все жертвы и спасает нас от бездны.

Если чувствуем, что иногда в нашей жизни, нашими поступками мы не встали на сторону Иисуса Христа, сейчас созерцая его страсть, мы можем вернуться к нему, доверяя полностью, что он в его бесконечной любви принимает нас без каких бы то ни было условий, так как он принял раскаявшегося Петра и всех своих учеников.

В нашей жизни господствует в одно и то же время свет и тьма, радость и печаль, надежда и сомнения, благодать и грех. Но наша вера в этого мертвого Христа нам говорит, что свет побеждает тьму, радость печаль и благодать – грех и смерть.

Сейчас, до пасхального воскресения, это время для молчания перед умершим Христом. Уединимся в этом священном молчании, и будем размышлять о нашем пути в жизни, как встать на сторону этого Мессии, этого Учителя и доброго Пастыря, который отдал свою жизнь ради нас всех, ради всех людей.