Стол, открытый для всех. Проповедь на Великий Четверг

Иисус приготовил стол для своих друзей. Ему нравилось сидеть за столом. Иногда его приглашали, и он никогда не отклонял приглашения. Приглашение могло быть от друзей, участвовать в свадьбу, или от фарисеев, которые считали себя праведниками, или от грешников, готовы исповедовать перед Иисусом свои грехи, тоже от далеких людей, от иностранцев… Иногда он сам организовал пир, даже импровизировал его в открытом месте, заботясь о том, чтобы каждому достала хотя бы кусок хлеба и рыбы. У него был опыт в этом деле. Но этот раз он приготовил ужин особым образом. Это был очень особый вечер, был прощальный ужин.

«Зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, возлюбив сущих в мире, до конца возлюбил их», и он захотел встречаться со своими учениками, со своими друзьями. Он действовал как хозяин но и как официант, как служитель всех. Его жест умывать ноги ученикам был для них просто невероятным, и объясняет сопротивление Петра: это жест раба, то есть, человека лишенный всякого права. Но именно этот жест отражал точный смысл такого ужина. Иисус, Господь и Учитель, сделался служителем и рабом всем, и не просто лишь символическим образом, как знак одного дня, на миг; наоборот, этот жест объяснял и выражал истину всей жизни Иисуса: Он отказывался от жизни для того, чтобы свои имели жизнь. Таким образом, он, как настоящий Учитель, объяснял ученикам парадоксальный смысл того, что должно было произойти через несколько часов: лишен всякого права, даже права на жизнь, его страсти были все же свободной отдачей из-за любви. И таким образом, Иисус становится, наконец, не только хозяином и служителем, но и также пищей, которая насыщает наш голод и утоляет нашу жажду. Слова Иисуса: «возьмите, едите, пьёте, это мое тело, это моя кровь» нужно понять именно в свете его страстей. Это не просто какой-то физическое чудо, чтобы испытывать нашу веру, но истинное таинство, знак, которые осуществляет то, что означает: Иисус, его тело, его кровь, являются действительно для нас хлеб и вино, которые кормят нас, потому что Он, действительно отдал свое тело и налил свою кровь, чтобы мы имели жизнь.

Таким интенсивным образом Иисус прощается от учеников своих, но и остается с ними, когда его друзья повторяют этот жест и эти слова в помять о нем».

Итак, с тех пор ужин Иисуса со своими друзьями повторяется обыденно, и это друзья – мы, приглашенные садиться за его столом.

Когда Иисус выбрал такие простые и обычные знаки, чтобы обозначать свое присутствие среди нас: ужин вокруг стола, слова, хлеб, вино… он этим самим нам говорит, что мы можем встречать его в обыденной жизни, что не надо выйти далеко, заниматься странными обрядами, чтобы общаться с ним.

Обратим внимание на это элементы:

Примирение. Вначале мы признаем свои недостатки и грехи и просим прощения. Приближаясь к пиршеству, мы готовимся должным образом: мы умываемся и одеваемся соответствующим образом. Это момент, когда Иисус, наш хозяин и слуга, моет нам ноги.

Слово: Это центральное место Евхаристии. Слово означает разговор с Иисусом, общение с ним. Стол слова имеет такую же важность как и стол хлеба и вина. Именно слова освящает символ, препятствует, чтобы последний превратился в магию. Слово Иисуса (Слово, которое есть Иисус) всегда актуально, живое, личное, для меня, для тебя… Но для того, чтобы принимать Слово, очень нужно быть открытым, готовы Слушать, создать внутреннюю тишину… Это слово освещает нас, но и исцеляет… Только тогда можем просить, хвалить, благодарить… Наши слова к другим…

Хлеб и вино: Освещенные словом мы понимаем значение хлеба и вина, и отдачу, которую они знаменуют. И тогда мы понимаем в этом причастии, что Он о нас заботится, и что этот стол не только духовный. Те, кто кусает хлеб Евхаристии и пьет из этой чаши, не может не заботиться о тех, кто не имеет хлеб, чтобы кормить свое тело каждый день. Когда мы разделим этот евхаристический хлеб, не можем не думать о том хлебе каждого дня, который должен достать для всех благодаря братству, созданному Словом и Евхаристией, умножаться, чтобы блага нашего мира (хлеб, одежда, воспитание, работа…) достали для всех.

Стол открытый для всех: священство (общее и служебное). Обыденная близость нашего Господа означает, что друзья Иисуса, приглашенные на его ужин, это не закрытая группа привилегированных людей, но наоборот: приглашение открыта для всех, всем направлена. Иисус хочет собирать за столом своим всех людей, со всеми хочет общаться, всем хочет дать свой хлеб, потому что все призваны быть чадами Божьими. Правда, что не все пришли. Некоторые еще не получили приглашение. Нужно чтобы мы, христиане, передавали им его. Другие просто не хотят прийти, считают, что есть более важные вещи чем это. Но нам нужно понять, что мы не присутствуем тут только для себя, но и для них тоже. Мы его представители, тоже за них просим прощения и молимся… Вот наше общее священство. Мы священнический народ, участвующий в священство Христа. Поэтому так важна наша верность и наше постоянство в участии Евхаристии. Мы должны быть как открытие вороты, которые приглашают всех и радуются их приездом.

И наконец, те, что пришел сюда, просил прощение (для себя и для всего человечества), слушал Слово, представил свою просьбу, съел хлеб и выпил вино, не должен он сам стать подобным Христу, то есть, служителем и рабом своим братьям, и как Христос, создателем братских отношений, деятелем примирения, свидетелем такой любви, которая сильнее греха и смерти