Следуй за звездой. Проповедь отца Хосе Марии Вегаса, CMF, на Богоявление

Тайна Рождества настолько велика и настолько глубока, что одного дня недостаточно, чтобы до конца вникнуть в нее и открыть все ее измерения. За ночью и днем Рождества, когда мы созерцаем свет младенца Бога, рожденного в Вифлееме, следуют другие праздники, завершающие гармоничную картину. Праздник Святого Семейства говорит нам о контексте человеческих отношений, в которых истинное человечество Иисуса нуждалось для развития и роста. Праздники святого Стефана и святых Невинных Младенцев–мучеников, напоминают нам, чтобы избежать излишней сентиментальности, о том, что Иисус родился в жестоком и несправедливом мире, и что Ему и другим из–за Него придется страдать от последствий этой «неидеальной» ситуации в этом мире, в котором происходит воплощение.

Тайна завершается праздником Богоявления или явления Христа язычникам, нашим таким популярным праздником трех волхвов (трех царей, трех королей). Это праздник, который напрямую связан со следующим воскресеньем: Крещение Господне, еще один момент явления, так как это начало публичного служения Христа; и свадьба в Кане, которую Иоанн представляет как начало «знамений», которые Иисус совершает, чтобы объявить о том, что Бог уже исполняет свои обетования. На самом деле, восточная литургия объединяет Рождество и Богоявление в единый праздник (здесь, в России, это 7 января по юлианскому календарю).

Матфей эпизодом о восточных мудрецах говорит, что Иисус уже от Своего рождения имеет вселенский (универсальный) характер, без различия рас, культур и национальностей. То, что Бог становится человеком – это то, что должно иметь значение для каждого человека. Это не может быть что–то исключительное для группы, народа, даже религиозной конфессии. Еще до Христа, несмотря на ярко выраженный националистический тон иудейской религии, пророки это поняли. Исайя представляет их всех сегодня. Это слова, которые естественным образом вытекают из монотеизма: если Бог Израиля – единственный истинный Бог, то это означает, что Он – Бог всех людей без различия; и, значит, откровение, полученное Израилем, предназначено для всего мира. Таким образом, Израиль открыл для себя свое священническое призвание – быть посредником между Богом и человечеством. А после смерти и воскресения Христа Павел – великий борец за универсалистское понимание христианской веры, не позволяющее ей превратиться в ничтожную секту в иудаизме.

Бог рождается и являет Себя: Он рождается, чтобы явить Себя, чтобы общаться, чтобы стать доступным для всех. Это имеет важное значение для понимания нашей веры, которая не может сводиться к «частному выбору», к интимной убежденности, не имеющей внешнего проявления. Часто сегодня во имя неправильно понятой толерантности, нам предлагают исповедовать веру при условии, что мы не будем свидетельствовать о ней, что мы будем практиковать ее внутри себя или в частной обстановке наших богослужебных собраний, что наша вера не отразится на наших действиях, нашем мировоззрении, нашем присутствии в обществе. Это означает просить невозможного. Иисус пришел в мир не для того, чтобы основать частный клуб, а чтобы сказать всем, что Бог – наш Отец, что мы – Его дети, и что все мы – братья и сестры.

Поэтому, уважая свободу всех и ничего никому не навязывая, мы, христиане, не можем не провозгласить смысл и значение того, что провозглашает наша вера для всех, и не можем не свидетельствовать, приглашая каждого лично познать Сына Божьего, ставшего человеком. Наш выбор – это наш личный выбор, но это не значит, что он касается только нас.

Важная деталь этого праздника – звезда. Мудрецы с Востока олицетворяют человеческую мудрость. Они были не волшебниками, а мудрецами, возможно, астрологами, своего рода физиками и философами, исследователями природы и искателями истины. То, что эти волхвы последовали за звездой и искали Младенца, чтобы поклониться Ему, означает, что нет никакого противоречия между верой и разумом, что наука и откровение не расходятся, а сходятся, так как разными путями они ведут к истине, добру и справедливости, и которые, полученные естественным образом или через откровение, имеют одного и того же Автора.

Разум имеет свои ограничения и в определенные моменты должен быть открыт для откровения. Так человек может восхищаться величием и силой Бога в созерцании природы, но не может одним лишь разумом прийти к постижению того, что этот Бог, Создатель мира, Которого он ищет среди звезд, находится среди людей. Вот почему волхвы, следующие за звездой, подходят очень близко к постижению тайны, но не могут дойти до конца. И они должны спросить представителей священнического народа, хранителя откровения. Те удивились, но все же сверились с Писанием, которое им доверили, и нашли ответ. Это текст из пророка Исаии, который расчищает путь новорожденному ребенку. И вызывает восхищение и недоумение то, что, в то время как мудрецы с Востока настолько открыты (разуму и вере), представители избранного народа настолько закрыты для того, что им говорит их собственное Писание. Мы видим, что ни разума, ни откровения самих по себе недостаточно. Необходим еще личный настрой, то есть хорошо подготовленное сердце. Без этого один лишь разум может привести к гордости и отрицанию Бога; а закрытое на себя религиозное отношение может стать фанатизмом, отрицанием человека, которого готов убить во имя неправильно понятой истины.

Наши мудрецы с Востока, хорошо расположенные и открытые к доказательствам разума и откровениям Писания, встречают Младенца и преподносят Ему свои дары. Это настоящее исповедание веры: золото (Младенец – Царь Небесный), ладан (Он – Сын Божий) и миро (Его престолом будет крест).

Согласно старой доброй традиции, мудрецы продолжают приносить свои дары детям и взрослым по всему миру. Но мы склонны придавать этой традиции ненадлежащий морализм: подарки зависят от того, были ли мы хорошими, хорошо ли вели себя. Как будто это награда за накопленные заслуги. Но так не должно быть. Подарки дарят потому, что человека любят, и подарок говорит об этой любви, подтверждает и празднует существование любимого человека. Важно, чтобы мы дарили друг другу подарки как выражение тех важнейших связей, которые превыше всяких заслуг.

Маги исповедуют веру и свидетельствуют о ней своими дарами. Мы должны стараться подарить миру свидетельство нашей веры, не боясь и не стыдясь рассказывать о своей надежде (ср. 1–е Петра 3,15). Это лучший подарок, который мы можем дарить, потому что мир нуждается в этом Ребенке, который родился в Вифлееме. Подарите свет, который вы видели посреди ночи и который вы получили с вашей верой. Да, это лучший подарок, который мы можем и должны дать в этом несовершенном мире, где Иисус родился для всех: самим быть звездами, которые указывают путь в Вифлеем всем ищущим Бога, всем, кто даже не зная того, нуждается во Христе, в том, чтобы найти Его.