Приходите на брачный пир! Проповедь отца Хосе Марии Вегаса, C.M.F., на XXVIII воскресенье рядового времени

Есть различные способы, которые можно назвать «очернением», и которые представляют христианство уродливым и пугают тех, кто приближается к нему, глядя на него через эту темную призму. Один из этих способов – это рассматривать христианскую веру прежде всего как очень строгую нравственную систему, которая посвящена прежде всего запрету тех или иных поступков, отделяет нас от радостей жизни и налагает на нас тяжелое бремя, дабы «потом», в загробной жизни, мы могли наслаждаться бесконечно и без всяких ограничений. В этом морализаторском и мрачном способе представления о вере доминирует идея греха, действующая как первый посланник последующего благовестия о спасении. Эта карикатура на христианство – то, что имеют ввиду многие его очернители, но, также, к сожалению, и то, что предлагают некоторые верующие, начиная с тех из них, кто проповедует Слово Божье.

Иисус в предыдущие недели представил нам Царство Небесное, как прекрасный и плодородный виноградник, в котором мы должны трудиться, и который призван приносить плоды, услаждающие нашу жизнь, сегодня же Иисус идет еще дальше, как будто пытаясь отрицать те мрачные образы Царства, к которому Он пришел привлечь, и с великой силой подчеркивает праздничный и радостный характер Царства. Царство Небесное – это как праздник, как брачный пир.

Праздник имеет глубокое антропологическое значение. Человек – это не просто рабочий, «исполнитель долга», подчиненный силам естественной или моральной необходимости. Это верно только отчасти и не исчерпывает всей его сущности. Человек стремится к легкости свободы по отношению к механизмам необходимости и стремится ощутить эту легкость именно во время праздника. В нем открывается пространство свободы для выражения радости жизни, будь это рождение новой жизни, или воспоминание о рождении своем или своих близких (день рождения), или для выражения радости любому успеху, или присутствию Бога в собственной жизни, и так далее. Но, возможно, вершина всех видов празднования – это тот праздник, который организован по случаю свадьбы. Здесь переживаются все радости новой истории, основанной на взаимной любви и свободном решении разделить всю свою жизнь, но без тягот, предшествующих другим, не менее глубоким радостям (таким, как боль при рождении ребенка), в надежде на счастливое и плодотворное существование. То, что по опыту вероятность этих ожиданий потом снижается, не приводит, однако, к уменьшению ощущения полного счастья, испытываемого на свадебном торжестве. Иисус сравнивает Царство Небесное с этим переполненным радостью беспрецедентным праздником. И чтобы подтвердить все сказанное, он говорит о свадьбе царского сына. Если мы все были бы рады быть приглашенными на свадьбу, особенно если это свадьба людей, которых мы любим, то что бы мы чувствовали, если бы мы получили приглашение на свадьбу от кого-то важного и значимого, например, сына царя. Иисус не жалеет усилий воображения, чтобы подчеркнуть необыкновенную позитивность той вести, которую Он несет с собой, в которой Он призывает участвовать, в первую очередь, представителей избранного народа, народа, у которого Сам Бог является Царем, и Его Сын послан, чтобы исполнить среди них древние обетования, которые поддерживают надежду этого народа и являются опорой его истинной идентичности. И, через них ко всем остальным, так как свадьба царского сына – это то, что затрагивает всех, в чем каждый должен участвовать.

Иисус говорит нам, что Бог не хочет сделать нашу жизнь горькой, не хочет, чтобы нам было грустно или плохо. Напротив, Бог хочет приготовить для нас пир, трапезу из тучных яств и чистых вин, Он хочет уничтожить смерть, стереть слезы со всех лиц. И он хочет сделать это именно через Иисуса, Сына Своего, через Которого воистину было дано обручение Бога со всем человечеством.

Это правда, что иногда, и даже очень часто, в жизни бывают темнота, горести, печали. Не все зависит от нашей воли, и нет ничего необычного в том, что в силу различных обстоятельств (природных или человеческих) реальность противопоставляется нашим желаниям. Павел учит нас в этой связи, что, когда мы едины со Христом, то, хотя и не сказано, что все всегда будет идти как должно, все эти ситуации можно преодолеть, потому что мы становимся свободными от внешних обстоятельств и, хотя это не всегда полностью возможно, мы учимся быть солидарными в наших несчастьях и нуждах, разделяя друг с другом радости и печали, достаток и нужду. И здесь, в готовности поделиться, действует то интересное уравнение, в котором радости умножаются, а печали – делятся.

Вера, причастность к Царству, которые Иисус представляет нам сегодня как приглашение на великий праздник, не являются, однако, страхованием жизни и не гарантируют нам здоровье, работу и социальный успех. Но это дает нам свет и силы жить и находить смысл даже в трудные времена.

Чтобы полностью понять смысл притчи Иисуса, важно обратить внимание на то, кому она рассказывается: первосвященникам и старейшинам народа. Это, как и в притчах о винограднике, настоятельный и последний призыв ответить Богу, исполняющему свои обетования в Иисусе, призыв опять через тот образ, который хорошо знали его собеседники. Похоже, что Иисус обращается к ним с финальным отчаянным призывом. И поэтому Он подчеркивает позитивность и огромную ценность того, что они теряют в результате своего отказа принять приглашение.

Если свадебный пир – это такая позитивная вещь, время праздника, радости и счастья, то нельзя не удивиться реакции безразличия, презрения, даже агрессии, которые обнаруживаются у первых приглашенных. Правда ли, что Бог отвечает на это извращенное отношение, уничтожая тех, кто отвергает Его? Как мы можем понять слова притчи: «царь разгневался; и, послав войска свои, истребил убийц оных, и сжёг город их». Вероятнее всего, этот текст просто отражает время последней редакции Евангелия, когда уже произошло разрушение Иерусалима (70 г. н.э.).

Отказ от приглашения является возможным для всех нас в любом случае. Мы всегда можем искать и находить оправдания, чтобы не откликнуться на Божий призыв. И тогда не Бог нас наказывает, а мы сами лишаем себя безмерной радости от вступления в общение с Богом и со всеми людьми в благодати Царства Божьего, лишаем себя спасения и вечной жизни.

Реакция Бога на человеческий грех не разрушительна, а созидательна. Божья сила проявляется в Его способности извлекать добро из зла, воскрешать жизнь из смерти, которая порождает грех. Таким образом, отказ властей Израиля (которые, поскольку они были священническим народом, должны были выступать в качестве «церемонимейстеров» этого спасительного обручения Бога со всем человечеством) не нарушает Божьего плана, а распространяет приглашение на свадебный пир для всех людей без исключения и без условий: «брачный зал наполнился возлежащими» гостями, как хорошими, так и плохими. И мы все отчасти хорошие, а отчасти плохие.

Но принятие приглашения и вход на пир не оставляют нас такими, какими мы были: что-то в нас должно измениться или, если, как это происходит на самом деле, мы продолжаем чувствовать нашу слабость и преследование греха, мы должны войти в динамику преобразования к новой жизни. Речь идет об участии в пиршестве Иисуса Христа, в евхаристическом пиршестве, в котором Он дает нам Свои собственные Тело и Кровь, и это то же, что сказать, что Он полностью отдал нам Себя. Для этого мы одеваемся в праздничную одежду. Именно в этом состоит крещение, которое есть ничто иное, как облечение во Христа, превращение нас в новое творение, вступление в динамику жизни, в которой мы пытаемся воспроизвести в себе самоощущение Христа (ср. Фил 2:5), потому что, как утверждает Иоанн, «кто говорит, что пребывает в нем, тот должен жить, как он жил» (1 Ин 2:6). А это значит, что мы не только приглашены на праздник, но мы также и те слуги, которые приглашают других, своим отношением и, если можем, словами, своим образом жизни мы говорим всем, кого мы встречаем на жизненных путях: «Бог приготовил трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин. Приходите на брачный пир!».