Любовь и заповеди. Проповедь отца Хосе Марии Хосе Вегаса, C.M.F., на 6 воскресенье Пасхи

Действительность, обобщающая и суммирующая все присутствия воскресшего Господа, которые пасхальное время ставит перед глазами нашей веры, чтобы мы смогли Его видеть, – это любовь. Христианство – это религия любви. Но это не значит, что это «романтическая религия». Любовь, о которой здесь говорится, – это не размытое чувство симпатии и доброжелательности, которое растворяется в облаке благих намерений. Любовь, о которой говорит нам сегодня Христос, является ответом (ответственной любовью) на любовь, которую Он дал нам, на любовь Отца и, которую Он проявил, отдав свою жизнь на кресте и воскреснув к новой жизни. Христианская любовь, то есть свободная любовь Бога во Христе к нам и наша любовь к Богу через Христа в ответ, – это как раз новый образ жизни, который воплощается и конкретизируется в отношениях и действиях. Именно так нужно понимать то, что говорит Иисус: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди». Именно здесь видно, что настоящая любовь не ограничивается добрыми чувствами (хотя и включает в себя их), а является актом, который исходит из самого центра человека и, следовательно, включает в себя, помимо чувств, разум и волю, т.е. человека в его целостности. В любви, о которой говорит сегодня Иисус (если любите Меня), есть момент слушания и восприятия Его слова (его заповеди) и, следовательно, понимание; и есть момент претворения в жизнь (сохранения, исполнения), который имеет отношение к воле. Это последнее говорит нам о послушании, которое вовсе не является слепым и, следовательно, иррациональным: истинное послушание имеет отношение к слушанию (в соответствии с его латинской этимологией, ob audire, слушание того, кто перед вами); и поскольку мы слышим здесь тоже Слово Божье, воплощенное в Иисусе Христе, то это означает также «видеть».

Соблюдать заповеди Иисуса означает слушать и видеть, понимать и принимать решения. И ясно, что содержание этих заповедей и этого нового образа жизни в послушании Иисусу Христу не может отличаться от самой любви: «кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал» (1 Ион 2, 6); и всеобщей любви, потому что, кто бы ни слушал Слово Иисуса и способный видеть Его верой, обнаруживает Его также в «своих братьях меньших» (ср. Мф, 25, 40).

Когда пытаемся так жить, мы получаем новый дар, который можно понять, как утешение, как свидетель в нашу пользу и как защитник: Параклит (Защитник) или, как говорит сам Иисус, «другой» Параклит, поскольку Он является Первым. Это тот самый Дух Иисуса, Любовь, которая объединяет Отца и Сына.

Теперь мы понимаем, что настоящее присутствие Христа в Его Церкви и в Его таинствах, возможность видеть Его и ощущать Его личность – все это работа Духа. Следовательно, перед лицом возможной печали из-за предстоящего исхода Иисуса (Вознесения Господня) или ностальгии по тому, что мы не могли видеть телесными глазами исторического Иисуса, у нас есть утешение в том, что Иисус не оставил нас одних, но благодаря Духу мы можем иметь личный и прямой доступ к Нему. Этот Дух мы получили от Иисуса, мы знаем Его и видим Его благодаря вере, и Его плоды ощутимы: мы воспринимаем Слово как истинное Слово Божье, в Евхаристии мы знаем, что находимся в настоящих отношениях со Христом, и, несмотря на наши слабости, мы понимаем истину заповеди любви: мы понимаем, что спасает только любовь. Это вещи, которые могут видеть и знать только те, кто имеет веру. В динамике принятия и любви к Иисусу есть истинное откровение, которое имеет изысканно личную печать: «кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам».

Отсюда мы можем испытать другие реальные плоды Духа, которые воспроизводят логику смерти и воскресения. Таким образом, первое преследование учеников, которое происходит в Иерусалиме против христиан эллинистического происхождения, становится поводом для евангелизации и роста Церкви. То, что в человеческих глазах является позором, становится, благодаря работе Духа открытием новых горизонтов и миссионерской проекцией первой христианской общины; и это расширение не угрожает единству Церкви, а скорее укрепляет общение, когда апостолы (Петр и Иоанн) утверждают новых верующих, которые также получают Святого Духа.

Если мы прославляем Иисуса Христа в наших сердцах, соблюдаем Его заповеди и доверяем Его Духу, нам нечего бояться. Преследования и злословия – это повод для свидетельства, для оправдания нашей надежды. Это нечто чрезвычайно актуальное в наши дни. Свидетельство нашей веры необходимо, как напоминает Петр во втором чтении, в отношении чужой свободы: «всякому, требующему у вас отчёта в вашем уповании»; и согласно поведению, присущему евангелию: «с кротостью и благоговением. Имейте добрую совесть». Это модуляции любви и, поэтому, они являются способами соблюдения заповедей Иисуса. Это значит отвечать на зло добром, на проклятия благословениями, на злословия хорошим поведением. Петр побуждает к этому образу действий истиной, которая кажется прописной истиной, но это не так: «лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые». Это не так, потому что много раз наша готовность делать добро обусловлена получением какой-то выгоды и, следовательно, избеганием любого ущерба; в то же время, иногда нам кажется, что зло «стоит», хотя оно влечет за собой некоторый побочный негативный эффект. Петр предлагает нам взглянуть на Христа, который жил, делая только добро и должен был заплатить за это высокую цену своей собственной жизнью, но «как имел Духа» (соединенный Любовью с Отцом), Он был возвращен к жизни.

Любить Христа подразумевает, поэтому, твердую волю жить согласно Его Слову и согласно Его примеру; и это нам обеспечивает присутствие Духа, который защищает, утешает и направляет Церковь, которая защищает, утешает и направляет каждого из нас, хранителей этого откровения, предназначенного для тех, кто любит Его и соблюдает Его заповеди.

Перевод: Алексей Сниховский