СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ – НАВЕЧЕРИЕ ПАСХИ В СВЯТУЮ НОЧЬ

Воскрес!

Мы собираемся ночью, чтобы праздновать триумф света. Ночь, тьма, которая нас окружает, символизируют владения зла. Принимая участие и размышляя над страстями и смертью Господа нашего Иисуса Христа, мы увидели близко лицо зла, мы смогли почувствовать его силу и даже иметь впечатление, что оно сильнее добра и, что это его победа. Как вы можете не чувствовать что-то подобное, когда жертва зла – Сам Автор жизни? Все мы имеем или когда-либо имели горькое ощущение, что добро во всех его проявлениях (честность, искренность, справедливость, целостность, верность, чистота сердца, самоотречение …) поддается силе лжи, насилия, коррупции, наглости, цинизму … Это ощущение тьмы, которое не только омрачает наши глаза, но и переполняет нашу душу. Однако, чем глубже и темнее ночь, тем лучше вы сможете увидеть свет, сияющий в темноте. В наивысшем зле, которое резюмирует все зло, т.е.- в смерти мы можем обнаружить вспышку света: Христос умер, но не был сокрушен смертью, так как Его смерть была свободным отданием жизни, по любви. На предельную отчужденность Бог ответил с предельной любовью. И именно эта любовь освещает нашу ночь, свет, который символизирует огонь, открыл наше бдение. Мы не спим, сегодня вечером мы не хотим спать, потому что мы хотим видеть этот свет, который превращает ночь в рассвет, мы хотим видеть того, Кто победил смерть.

Мы также хотим услышать Слово, которое Бог направляет к нам. Свет Воскресения Иисуса Христа является окончательным ответом Бога на все прошения и на все просьбы с которыми люди обращались к Нему на протяжении всей истории. Слушая сегодня вечером литургию Слова, перед нами развернулась вся история спасения с момента сотворения мира. Речь идет о той же истории человечества, но увиденной Богом. Бог, который создает мир из-за любви к нему и сделал все хорошо, как поет рефрен первого чтения. Или, как говорится в книге Премудрости Соломона: «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия, и все в мире спасительно, и нет пагубного яда, нет и царства ада на земле». (Прем 1, 13-14). Это грех, как отрицание Бога, вводит смерть как радикальное отрицание жизни и добра, украшающего по божьему замыслу все Его творение. Но перед грехом человека творческая сила Бога не останавливается; и, поэтому, Он не отвечает желанием разрушения и мести, но восстановлением и прощением. Если грех – это рабство, принижающее нас и мешающее нам быть целостными, то Бог предлагает нам свободу, как еврейскому народу, выводя его из Египта; если грех ведет нас к смерти, отделяя нас от источника жизни, то Бог открывает нам возможность к новой жизни; если из-за греха мы прячемся от Бога, то история спасения – это путь, по которому прошел Бог, чтобы отыскать нас и снова встретить нас, как добрый пастырь, который вышел искать пропавшую овцу. Такое прочтение, которое мы можем сделать из мучительной истории человечества, и, таким образом, Слово Божье учит нас читать историю.

Нам не нужно прятаться, Бог вышел к нам на встречу, мы можем выйти на открытое пространство, чтобы встретиться с Ним. Бог нашел нас в Иисусе Христе и в Нем, умершим и воскресшем, Он окончательно ответил на все наши вопросы, на все наши тревоги и страхи, на наши страдания и болезни. Но ответил в смерти и воскресении. В смерти Иисуса, т.е. ответил не так, как мы, возможно, хотели бы. В Страстную пятницу нам казалось, что Бог не ответил на мольбы Иисуса, что Он остался равнодушным и немым перед мучением, страданиями, смертью своего собственного Сына; и потому нам кажется, что так много святых пятниц мы переживаем в своей жизни. Но сегодня, этой ночью, мы понимаем, что это не так: в воскресении мы обнаруживаем, что ответ Бога, хотя Он и не избавил Иисуса от транса смерти, гораздо более радикален и окончателен, чем мы могли себе представить. Потому что, именно при вступлении в смерть, Слово, Которое существовало в начале и через Которое все начало быть, окончательно уничтожило силу смерти, дерзость греха.

Мы можем услышать радостную новость: “не бойтесь; ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого. Его нет здесь; Он воскрес”. Мы можем встретить Учителя, который вышел искать нас, как святых женщин, и услышать, что Он Сам говорит нам: “Радуйтесь. Не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня.”

Посреди ночи, радуйтесь, посреди тьмы, не бойтесь. Победа Христа над смертью не чужда нам. Она тесно касается нас, изнутри, потому что Смерть Иисуса – это наша собственная смерть; и жизнь Воскресшего – это дар, данный нам через веру и крещение. После литургии света, которую мы все видели и получили, и после литургии Слова, которое мы все слышали, мы празднуем литургию воды, в которой все мы омылись, очищаясь от семени греха и возрождая себя к новой жизни. Иисус Христос – это чистая вода, которая очищает нас от наших нечистот и идолопоклонства и дает нам новое сердце (Иез 36, 25-26); это живая вода, которая утоляет нашу жажду (ср. Ин 4, 10,14; 8, 37–38), это купель крещения, которым мы были погребены в его смерть, умерли с Ним для греха, чтобы, разделяя Его воскресение, мы смогли вести новую жизнь (ср. Рим 6, 4.11).

Это правда, что во многих отношениях мы все еще ощущаем силу смерти, слабость от греха. Но мы можем начать уже сейчас жить для Бога в союзе со Христом Иисусом. Подобно женщинам из Евангелия (Марии Магдалине и другой Марии), которые шли «на рассвете», между светом и тьмой; мы также чувствуем эту пограничную ситуацию, в которой ночь начинает побеждаться светом. Подобно им, движимых любовью, прошедших к гробу и нашедших его пустым, также и к нам навстречу выходит Воскресший и призывает нас к радости, а не к страху. Несмотря на тени смерти, которые все еще угрожают нам, мы можем встретиться со светом, если мы пойдем навстречу Ему, если мы не скроемся, если, освободившись от всякого страха, мы позволим Ему говорить с нами, исправлять нас, очищать нас и обновновлять наши сердца. Очищенные огнем смерти и водой крещения, и обновляемые ежедневно таинством прощения, укрепляемые слушанием Слова и хлебом Евхаристии, мы живем новой жизнью, когда мы делаем любовь осью нашей жизни, когда мы открываем в других наших братьев, когда мы свидетельствуем о том, что видели и слышали.

Перевод: Алексей Сниховский