Мудрость веры и богосыновство. Проповедь о. Хосе М Вегаса на 2 воскресенье Рождественского времени


Тайна Рождества – это начало беседы между Богом и людьми. Иисус рождается в Вифлееме, и в этом факте, кажущемся простым, обыденным, имеет место событие Воплощения Слова Божия. Слово (Логос) Бога становится плотью, чтобы мы, люди, могли видеть и слышать, и приступить к Тому, Кого не видел никто никогда. Но если так Бог обращается к людям: идёт им навстречу, становится на один с ними уровень, говорит их языком – то нужно, чтобы и человек ответил на это требование, приняв Иисуса и признав в сыне Марии Сына Божия.

Литургия Рождественского времени вновь и вновь возвращается к Вифлеемским вратам, постоянно перечитывает тексты, прозвучавшие в навечерие, в ночь и в день Рождества – однако, она делает это поступательно, отыскивая новые перспективы и подчёркивая всякий раз новые аспекты. Сегодня, когда мы уже в третий раз возвращаемся к прологу из Евангелия от Иоанна, первое и второе чтение направляют наше внимание к принятию самого главного события. Последнее заключается в том, что «Слово стало плотью»; ответ с нашей стороны может быть таков: Свет «пришёл к своим, и свои его не приняли»; но он может быть и иным, чтобы «тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими». Итак, Рождественское время – это также и призыв проверить качество нашего ответа веры.

Уже в отрывках, читаемых в обычные дни Октавы Рождества, чередой проходят перед нашим взором различные фигуры, признающие в чаде Иисусе долгожданного Мессию: пастухи, Симеон, пророчица Анна… В них Ветхий завет, вера «остатка Израиля» (ср. Ис 10, 20 и проч.), открывается для новых времён. Такое принятие в вере не слепо, но, напротив, прозорливо, ибо состоит оно вовсе не в том, чтобы принять чистым волевым усилием то, что никоим образом нельзя постичь. Один из преобладающих в эти дни образов это свет. Вера открывает нам глаза на свет и раскрывает перед нами измерения, сокрытые от беглого, поверхностного взгляда. Вера это разновидность ведения и мудрости, потому что она – принятие мудрости божественной. Первое чтение превозносит Божественную Премудрость, явленную в сотворении мира и пришедшую поселиться на Сионе. В свете Евангелия мы осознаём, что эта Премудрость Божия – Слово, через Которое всё сотворено, ставшее плотью в Иисусе Христе. Принятие в вере Слова Воплощённого это способ по-настоящему стать сопричастниками Божией Премудрости, как нам о том напоминает св. ап. Павел в Послании к Ефессянам: «Чтобы Отец славы дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его, и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чём состоит надежда призвания Его». Но эта мудрость не чисто умозрительного характера, не что-то вроде религиозной эрудиции, приобретаемой посредством чтения и изучения; нет, эта Премудрость приводит нас в живое соприкосновение с Тайной, созерцаемой и сердечно принимаемой: для искушённого ведения нужно отведать, а значит, испробовать на вкус и впитать.

Итак, свет и мудрость веры – начало новой жизни: Христос рождается во плоти, чтобы мы возродились в Духе; принимая посредством мудрости веры тайну Слова воплощённого, мы становимся чадами божьими; когда мы открываем дверь Сыну Марии, Он открывает для нас путь к сопричастности Его собственному бытию Единородного Сына Божия.

И всё это означает, что если мы приняли в вере Христа и, как следствие, в Духе родились вновь, то такая новизна призвана отразиться и в новом образе жизни – жизни в свете. Как Иоанн Креститель, мы призваны стать свидетелями света, святыми и непорочными – но не потому, что у нас будто бы нет изъянов и несовершенств (ведь Бог не просит от нас невозможного), а «в любви», то есть, в способности сердечно принять, невзирая ни на какие несовершенства, другого человека, верой узнавая таинство Божьего присутствия в каждом, ибо каждый, будучи призван к богосыновству, теперь ли уже или в грядущем, – наш брат.

Перевод: Денис Малов cmf