Евхаристическая община – община свидетелей. Проповедь о. Хосе Марии Вегаса на второе воскресенье Пасхи

Чтение Деяний святых Апостолов 5, 12-16
Руками Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса; и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом. Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их. Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин, так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хоть тень проходящего Петра осенила кого из них. Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все.
ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ Пс 118 Припев: Славьте Господа вовек, милость Его вечна.
Чтение книги Откровения святого Апостола Иоанна 1, 9-11a. 12-13. 17-19
Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа. Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний; то, что видишь, напиши в книгу, и пошли церквам, находящимся в Асии. Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и, обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облечённого в подир и по груди опоясанного золотым поясом. И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мёртвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний и живой; и был мёртв, и се, жив во веки веков, аминь. И имею ключи ада и смерти. Итак напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после сего.
+ Чтение святого Евангелия от Иоанна 20, 19-31
В тот первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Иисуса, были заперты из опасения от Иудеев, пришёл Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и рёбра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. Фома же, один из Двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришёл Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в рёбра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие. Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.

Второе воскресенье Пасхи, в действительности, есть завершение долгого пасхального дня, растянувшегося на всю неделю. Литургия представляет её как один единственный день, в котором сосредоточены различные моменты опыта встречи с Воскресшим, переживаемые учениками, чьим надеждам был нанесён тяжкий удар бесславной смертью их Учителя. В этих евангельских отрывках подчеркиваются испытанные первыми учениками трудности с принятием вести о Воскресении и осознанием присутствия Господа среди них. На самом деле, эти трудности также и наши, ведь и нам тоже не получается полностью увериться в том, что Иисус воскрес, то есть, что смерть была побеждена, что возможно жить «по-иному», поскольку мы во истину переживаем новую веху в истории: время новой твари, нового творения. Именно это и означает выражение, повторяемое в рассказах о явлениях Воскресшего, а также и сегодня: «первый день недели». Такое указание имеет не только времяизмерительный смысл, оно не является просто сухой простановкой даты – речь идёт об откровении. Если неделя это иносказательно такое время, за которое разворачивается творческая сила Бога, «первый день недели» подразумевает здесь начало нового творения, имеющего место в Воскресении из мёртвых Иисуса Христа, когда окончательно и навсегда Бог отделил свет от тьмы, добро от зла, жизнь от смерти (ср. Быт 1, 4).
Мы уже сейчас живём во времени нового творения. Однако, поелику нам в то не верится, в нас, поверженных верующих, властвуют замкнутость («двери дома, где собрались ученики, были заперты») и страх («из опасения от иудеев»). Лишь живое присутствие Христа посреди той сокрывшейся и отдалившейся общины может преодолеть это сопротивление. Нам становится заметно, что община – благодатное место, в котором можно узреть Господа и обрести опыт Пасхи. Правда, что речь идёт об общине людей слабых, замкнувшихся в себе и напуганных. Ни их способности, ни их заслуги, ни, конечно же, их воображение не способны удивительным, буквально чудотворным образом вывернуть наизнанку состояние напряжённого страха, замкнутости и печали, превратив его в умиротворение («мир вам»), отважную открытость сердца новому («посылаю вас») и радование («обрадовались») в Духе Святом («примите Духа Святого»).
Трудность уверовать в Воскресение Господа и осознать Его присутствие, соразделяемая всеми учениками (всеми нами: ср. Мк 16, 9-15), сегодня сосредоточивается в образе св. Фомы, называемого Близнец. Вот почему Церковь читает этот пассаж Евангелия от Иоанна во второе воскресенье Пасхи во всех трёх литургических циклах.
Св. Фома выражает, в первую очередь, рассеяние, которому оказалась подвластна община Иисуса после Его смерти: некоторые по-прежнему связаны друг со другом – однако, в закрытом круге лиц, как видим сегодня; кто-то, отринув разрушенные смертью Учителя идеалы, возвратился к старым, бесплодным своим занятиям (ср. Ин 21, 1-3); а кто и просто решил вернуться домой, полностью разочаровавшись, подобно путникам в Еммаус (ср. Лк 24, 13). Св. Фома, на первый взгляд, тоже избрал путь рассеяния, оставив общину. Такой выбор понятен. Если Иисус умер, что ещё теперь может объединять их? Изъяны каждого из учеников (властолюбивых, трусливых, порою жестоких и проч.) слишком явны, нет в них достаточно добродетели, чтобы держаться вместе. Не произойди что необыкновенное, людьми не объяснимое, рассеяние было бы полным и окончательным. Грехи и изъяны Церкви нередко служат поводом оставить её и от неё отдалиться. Такой повод был бы оправдан, если бы Церковь была лишь человеческим собранием, объединённым определёнными идеями, убеждениями или ценностями (которым сами члены этого собрания частенько идут вопреки). Однако, если несмотря на столько изъянов и грехов ученики, как и члены Церкви, всё ещё вместе, то лишь потому, что есть нечто большее их самих, созывающее их и связующее: это присутствие среди них Господа Воскресшего.

Говоря о св. Фоме, кажется, что оставление, должно быть, не было полным, раз пребывшие вместе, а потому сподобившиеся узреть Господа Воскресшего ученики поторопились известить его о случившемся. Все записи об этом «первом дне недели» с особой бойкостью настаивают на важности внутреннего свидетельства общины. Поделиться друг со другом различными случаями обретения опыта о Воскресшем, сообщить об этих случаях другим, ещё такого опыта не имевшим есть одна из ключевых черт пасхальной поры. Община созидается и воссоздаётся именно во внутреннем свидетельстве: нам, верующим, не след списывать со счетов веру в Воскресшего Господа, но надлежит утверждать друг друга в таковой вере; что необходимо приводит нас к тому, чтобы встретиться вновь, посидеть всем вместе, разделить хлеб. В такой обстановке, выраженно евхаристической, и происходят явления Иисуса.
Фома, неверующий, сперва не придаёт достоверности чужому свидетельству. Соглашается ещё раз собраться с ними и поучаствовать в одном из тех собраний, имевших место «в первый день недели», но выставляет условия: ему не нужны ни галлюцинации, ни мистицизм. «Узреть» Господа по-настоящему должно означать смочь прикоснуться к Его ранам, вложить перст в раны от гвоздей и руку в пробденное ребро.
«Фома» означает по-арамейски «близнец», что не обязательно указывает на близнечество с кем-то, его могли так звать по какой-то причине. Кое-кто утверждает, что это из-за своей внешне-телесной схожести со Христом (а Христос, истинный человек, стал близнецом каждому из нас); но Фома и наш близнец, ведь он испытывал трудности веры, которые так или иначе испытываем и мы все. Однако, подобно ему, мы можем их преодолеть. Наиважнейшее предусловие, чтобы видеть, касаться, верить и исповедовать – это как раз быть в общине. Есть обычай утверждать, будто вера это личное – что правда. Но при этом обычно даётся понять, что это вещь индивидуальная, субъективная – а это уже неправда. Истинная вера есть получаемый человеком дар, однако ему необходима верующая община. Чтобы «узреть» Господа и уверовать в Него нужно находиться в общине тех самых столь несовершенных, склонных к насилию, властолюбивых, робких и трусливых, но, в конечном счёте, учеников, способных обратиться к Господу, просить прощения, отдать за Него жизнь.

О. Хосе Мария Вегас, C.M.F.
Перевод: С. Денис Малов, C.M.F.