Адвент наступает!
Апостол Павел призывает нас быть готовыми к «пришествию Господа нашего Иисуса Христа». Cлово «пришествие», на латыни — adventus, от которого и происходит слово Адвент. Можно перевести как «присутствие», «прибытие», «пришествие». В языке древнего мира существовал технический термин, использовавшийся для обозначения прибытия какого-либо чиновника, визита царя или императора в какую-то провинцию. Но он мог также обозначать пришествие божества, которое вышло из своего сокрытия, чтобы явить себя со всею силою, или которого прославляют, как присутствующего в культе. Христиане приняли слово «адвент» для выражения своей связи с Иисусом Христом: Иисус есть Царь, вступивший в эту бедную «провинцию», называемую землей, чтобы нанести визит всем; участниками праздника Своего пришествия Он делает тех, кто верит в Него, тех, кто верит в Его присутствие в литургическом собрании. Слово adventus по своей сути означает: Бог — здесь, Он не удалился от мира, Он не оставил нас одинокими. И даже если мы не можем видеть и ощутить Его, как это происходит с осязаемыми реальностями, Он — здесь, и приходит к нам самыми разными способами.
Следовательно, значение выражения «адвент» включает в себя также понятие visitatio, что попросту говоря означает «визит»; в этом случае речь идет о визите Бога: Он входит в мою жизнь и желает обратиться ко мне. Все мы знаем по опыту повседневной жизни, что у нас мало времени для Господа, так же, как и для себя, поскольку мы слишком поглощены «деланием».
Адвент, это интенсивное по своей наполненности литургическое время, которое мы сегодня начинаем, призывает нас остановиться, чтобы в молчании осознать некое присутствие.
Адвент призывает и побуждает нас созерцать присутствующего Господа.
Другим фундаментальным элементом Адвента является ожидание, — ожидание, которое одновременно является надеждой. Адвент побуждает нас понять смысл времени и истории как «кайроса», как благоприятную возможность для нашего спасения. Иисус проиллюстрировал эту таинственную реальность во множестве притч: в рассказе о слугах, которым нужно было ждать возвращения господина; в притче о девах, ожидающих жениха; в притчах о сеянии и о жатве. Человек в своей жизни находится в постоянном ожидании: в детстве ему хочется поскорее вырасти, став взрослым, он стремится к реализации и успеху, в более пожилом возрасте он жаждет заслуженного отдыха.
Надежда отмечает путь человечества, но для христиан она вдохновляется уверенностью: Господь присутствует в каждодневном течении нашей жизни, сопровождает нас, и однажды Он отрет и наши слезы. Однажды, в не столь отдаленном будущем, все найдет свое свершение в Царстве Божием, Царстве справедливости и мира.
Дорогие братья и сестры, давайте интенсивно жить настоящим, где нас уже достигают дары Господни, давайте жить им, устремленными в будущее, — в будущее, наполненное надеждой. Христианский Адвент становится, таким образом, поводом для того, чтобы пробудить в нас истинный смысл ожидания, возвращаясь в самое сердце нашей веры, которым является тайна Христа, Мессии, ожидаемого долгими веками и рожденного в бедности Вифлеемского хлева.
Адвент — это время присутствия и ожидания вечного. Именно поэтому оно особенно является временем радости, — внутренней радости, которую никакое страдание не может угасить. Это время радости, вызванной тем, что Бог стал младенцем.