Мученики из Барбастро

Блаженные миссионеры кларетины, мученики из Барбастро, которых литургия Церкви вспоминает 13 августа, были вознесены на алтарь папой Иоанном Павлом II 27 октября 1992 г., в день, следующий за празднованием св. Антония Марии Кларета, основателя конгрегации, которой они были членами. Клирики и воспитатели этого мученического монастыря составляют почти пятую часть из 271 кларетинов, убитых коммунистами в 1936 г. во время гражданской войны в Испании. В той войне погибли десятки тысяч католиков-мирян, примерно 300 монахинь, около 2500 монахов, 4000 епархиальных священников и 12 епископов. Только в самом Барбастро, городке с населением 8 тысяч человек в провинции Huesca в горной Арагонии, было убито в сумме 837 католиков, среди них епископ, 115 епархиальных священников (87%), 19 бенедиктинцев, 9 пияров и 51 кларетин.

Эти цифры только частично передают истинные размеры резни духовенства в бывшей до этого католической Испании в 1936 г. Чтобы понять значение мученичества этих 51 миссионера, которых, вознося на алтаре, Церковь дала примером для подражания всем клирикам и их воспитателям, надо посмотреть на их продолжавшиеся около месяца мучения в свете исторических обусловленностей, товариществовавших их священническому и монашескому воспитанию, давшему плоды мученичества почти всех членов насчитывавшей 60 человек общины семинарии.

Испания неоднократно становилась ареной преследования Католической Церкви в прошедшем столетии, начиная с французской оккупации, многочисленных гражданских войн и сопутствовавших им сменам ориентации политических режимов. Наибольшие преследования приходились на тридцатые года, начало четвёртого, середину пятого и конец шестого десятилетия. Например, только 17 июля 1834 года в Мадриде было убито около ста монахов. Следующим летом такие убийства были ежедневно во многих испанских городах. В созданной после революции 1868-1870 гг. так называемой Первой Республике уже не было места для уцелевших монахов, священников и епископов. Духовный отец мучеников из Барбастро, святой архиепископ Кларет также умер в изгнании, хотя нож убийцы был поднят на него первый раз 14 лет ранее.

Начало преследований XX века дала в 1909 году промышленная Каталония. Хватило всего лишь семи дней, чтобы в одной только Барселоне были сожжены 21 храм и более 40 разных церковных зданий (монастыри, школы, госпитали). В трудные годы экономического кризиса 1919-1923 гг. так называемая Рабочая Организация Трудящихся полностью дестабилизировала производственную сферу бесконечными забастовками, конец которым положила вооружённая интервенция. Начавшиеся с тех пор восемь лет монаршей диктатуры закончились победой левореспубликанских группировок на выборах в парламент в 1931 г., изгнанием короля и установлением так называемой Второй Республики.

Малодипломатичное пастырское послание в защиту монархии примаса Педро де Сегура, архиепископа Толедо, стал воспламеняющей искрой взрыва многократно уже заявленной ненависти масс к Церкви. Во время продолжавшейся три дня фурии сжигались и разршались церкви и монастыри, уничтожались кладбища и дома монастырей, а новая власть тем временем изгнала примаса из страны.

В это время парламент уже работал над новой, исключительно антицерковной конституцией. В январе 1932 года уничтожен орден иезуитов, в феврале утверждён закон о разводах, о секуляризации кладбищ и начата кампания по секуляризации школьного образования. Утверждённый через год закон лишал монахов всяческих прав и радикально ограничивал культ верных, подчиняя его решениям местных светских властей.

Не вникая в подробности бурных событий политической арены 1933-1936 гг., непосредственно предшествовавших взрыву восстания армии, давшего начало гражданской войне, стоит однако вспомнить захват княжества Австрии осенью 1934 г. тридцатитысячным отрядом милиции, убившим 34 священников (среди них мученики из Турона, беатифицированных в 1990 г.) и разрушившим 58 церквей. Вооружённая интервенция армии в этом контексте являет собой не только реакцию на убийство Хосе Кальво Сотело, лидера правительственных сил, или на циркуляр коммунистического руководства от 6 июня, в котором Москва требовала казнить генералов, но скорее как ответ на общий хаос и анархию, охвативших всю страну: только от середины февраля до середины апреля 1936 г. было 10 общих забастовок, около 170 местных разрушений, неисчислимые поджоги, грабежи и нападения (сожжено более 100 церквей, убито 75 человек и 350 ранено).

Из проповеди папы Иоанна Павла II в день беатификации

(25 октября 1992 года)

Вся семинария, все до одного, с великодушием и мужеством, принесли Богу дар мученичества. Мы можем созерцать твердость духа и моральную чистоту этих молодых людей благодаря их посланиям и свидетельствам очевидцев. Очень красноречивы дошедшие до нас личные свидетельства семинаристов. Один из них в письме к свой семье пишет: «Когда вы получите это письмо, воспойте Господу за величайший и благословенный дар, за мученичество, которое я имею честь принять за Него». Другой написал: «Да славится Непорочное Сердце Марии! Они казнят нас только за то, что мы верующие, и добавляет на родном языке “No ploreu per me. Soc martir de Jesucrist”.( Не плачьте обо мне. Я мученик Иисуса Христа).

Эти мученики выразили свое твердое намерение посвятить себя пастырскому служению: «Раз мы не можем исполнить свое пастырское служение здесь, на земле, трудясь ради обращения грешников, тогда мы поступим как св.Тереза Малая: мы проведем нашу жизнь на небе, творя добро на земле».

Все свидетельства позволяют нам с уверенностью утверждать, что эти кларетины отдали жизнь потому, что они были учениками Христа, потому что они не пожелали отречься от веры и своих монашеских обетов. Поэтому пролитая ими кровь взывает ко всем жить и умирать за слово Божие, нести его людям.

Мученики из Барбастро, следуя примеру своего основателя, св. Антония Мария Кларета, на жизнь которого также неоднократно покушались, испытывали такое же сильное желание пролить свою кровь ради любви Иисуса и Марии. Это желание отражено в песнопении кларетинов: «За тебя, моя Царица, всю кровь отдам». Этот святой сам определил жизненную позицию для своих миссионеров: «Сын Непорочного Сердца Марии – это человек, который горит любовью, который пробуждает любовь всюду, куда бы ни пришел; он всем сердцем стремится самыми разными способами зажечь в сердцах всех людей огонь Божией любви и достигает этого».

Прощальное послание к Конгрегации

«Возлюбленная Конгрегация: позавчера, 11 августа, шестеро наших братев приняли смерть, подобающую мученикам. Сегодня, 13 августа, еще двадцать братьев удостоились пальмы победителей. А завтра, 14 августа, мы оставшиеся двадцать один, также ожидаем смерть. Слава Господу! Слава Господу! Как благородно и героически ведут себя твои сыновья, возлюбленная Конгрегация! Мы проводим этот день в ободрении друг друга, в молитве за наших врагов и за нашу любимую семинарию. Когда настанет час, и прозвучат имена жертв, мы почувствуем священное спокойствие и желание услышать свои имена, дабы мы смогли стать в ряды избранных. Мы ожидаем этого момента с большим нетерпением. Когда настал час тех, кто уже был избран, некоторые из них целовали веревки, которыми были связаны, в то время, как другие шептали слова прощения вооруженной толпе. Когда их увозили в грузовике в сторону кладбища, мы слышали их громкие голоса: «Славен Христос- Царь!», а озлобленная толпа отвечала: «Смерть им! Смерть им!», но запугать их невозможно. Они твои сыновья, возлюбленная Конгрегация, эти молодые люди, которые среди вооруженной толпы сохраняют спокойствие, и мужество, и желание громко воскликнуть: «Славен в веках Христос- Царь!» на пути к месту своего последнего упокоения. Завтра уйдем мы — оставшиеся, и мы уже продумали те слова, которые прозвучат вместе с выстрелами. Это будут слова, обращенные к Сердцу нашей Матери, ко Христу-Царю, к Католической Церкви – нашей общей Матери. Мои братья сказали мне, что начинать прославление должен я, а они подхватят. Я выкрикну эти слова изо всех сил, и в нашем порыве ты, наша возлюбленная Конгрегация, увидишь, как сильно мы любим тебя. Мы унесем воспоминания о тебе в самые страшные глубины страданий и смерти.

Мы умрем счастливыми, без сожаления и страха. Мы умираем с молитвой к Богу, чтобы кровь наших ран не стала кровью, взывающей ко мщению, но наполнила, живая и яркая, твои вены, возлюбленная Конгрегация, и стала источником твоего роста и распространения по всему миру. Прощай! Твои сыновья, мученики из Барбастро, приветствуют тебя из темницы и приносят тебе свои страдания и боль, как жертву во искупление нашей слабости, как свидетельство нашей преданной, бескорыстной и бесконечной любви. Мы, те, кто станем мучениками завтра, 14 августа, помним, что примем смерть накануне Успения. Какое это особое чувство! Мы умираем за то, что облачены в сутану, и умираем в тот день, когда мы были облачены в нее.

Твои мученики из Барбастро. От имени всех я — последний и недостойный, Фаустино Перес, CMF.

Славен вовеки Христос-Царь! Да славится Сердце Марии! Да здравствует Конгрегация! Прощай, дорогая семинария. Мы отправляемся на небеса, чтобы молиться о тебе.

Молитвы через посредничество Мучеников из Барбастро

Господи, Отче Святый, Ты даровал отцу Филиппу Иисуса Мунаррис и сподвижникам его совершенную верность своему миссионерскому призванию в следовании за Иисусом до самой смерти и соделал их свидетелями совершенной любви в прощении палачей; даруй и нам по их предстательству стойкость в вере и искреннюю любовь, дабы мы любили во Христе всех братьев. Через Христа, Господа нашего. Аминь. Боже, Отче наш, Ты дал нам Кларетинских Мучеников из Барбастро как образец верности Иисусу, любви к Сердцу Девы Марии и Церкви, образец верности братьям и прощения врагов; сподобь нас последовать их примеру в верном и радостном воплощении нашего посвящения и проповеди Евангелия во славу Бога и ради спасения всех людей. Через Христа, Господа нашего. Аминь.